Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№49 от 19 декабря 2019 г.
Изнанка мусорного блокбастера
 Читатели «Новой» подсчитали, на сколько в действительности вырос для рязанцев тариф на вывоз бытовых отходов

Перипетии с ТБО/ТКО (твердыми бытовыми/коммунальными отходами) – гремучая смесь авантюрно-приключенческого, детективно-трагедийного жанров с частыми переходами в театр абсурда. А в роли авторов и режиссеров-постановщиков выступают госчиновники Москвы и субъектов Федерации. За очень малым исключением.

Диву даешься долготерпению предпринимателей, юридических лиц, поневоле связанных с ветвью исполнительной власти. Но и у них от этой управленческой импотенции теряется терпение. Несмотря на то, что в руках исполнителей есть административный ресурс (кастет), которым властители наших судеб любят частенько размахивать, не выдержал российский бизнес-омбудсмен (защитник интересов предпринимателей) Борис Титов. В середине октября он обратился в Генпрокуратуру России с просьбой проверить региональные нормативы накопления ТКО. 

В качестве потрясающего завышения нормативов приводим пример из Екатеринбурга. Для торговых павильонов областного центра нормативы накопления ТКО оказались в восемь раз выше, чем для аналогичных объектов в области, для палаток и киосков – в четыре раза, а для мастерских по ремонту обуви, ключей и часов – в 20 раз! Замеры должна была проводить РЭК (региональная энергетическая комиссия), у органов местного самоуправления нет таких полномочий. А что у нас? А у нас не менее захватывающее действо.



Ныне нашей жизнью правят деньги. Презренный металл определяет качество жизни россиян: медицинские и образовательные услуги, качество жизни. Мало денег – больше пальмового масла в продуктах, скудные пищевые радости и развлечения типа тех, что произошли в центре Рязани по случаю ее столичного статуса в общероссийском новогоднем проекте. Отечественная валюта напрямую связана с условиями пребывания на этой благословенной земле. Только что делать с этим первым пунктом статьи 7 Конституции РФ при нынешней внутриэкономической и социальной политике? Можно ли при грошовых зарплатах и пенсиях осуществить декларируемое в Основном законе российской жизни: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»? Как можно развиваться при росте на 40% затрат на ЖКХ при включенном центральном отоплении в осенне-зимний период?

Не надеясь на точность расчетов региональной энергетической комиссии, один из наших энтузиастов в течение трех месяцев взвешивал пакеты с мусором из расчета, что в квартире живет один человек. Вышли следующие результаты. В месяц получилось – 4,5 кг, за год – 54 кг.

Теперь обратимся к крупногабаритным отходам (КГО). Демонтированные оконные рамы (одна штука) потянут на не более 30 кг, если дверь – 50 кг. Но в этих старых домах живут отнюдь не состоятельные люди. Каждый месяц и круглогодично не будут же в доме вестись демонтажные работы окон и дверей во всех квартирах. Итого КГО = 80 кг. Суммируем: 54 (ТКО) + 80 (КГО) = 4,5 кг в месяц на одного человека и 80 кг за несколько лет. 

А что предлагает РЭК? 298 кг на одного человека из МКД; 302,77 кг – на одного человека из частного дома. Нормативы завышены более чем в два раза, то есть более чем на 200%. Да уж, при такой «заботе» государства об «условиях, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», самое время не распоясываться, а затягивать пояса.

Посчитаем вместе.



 В начале мусорной саги народ приободрился, когда Центр заявил, что мусор производят не метры, а люди. Ура Москве и кормчим как бы демократам! Надо же, включили там, в столице, логику. А на деле, сами видите, переход с метров на количество людей повысил стоимость мусора на сотни рублей. Иначе говоря, вопреки ст. 7 Конституции РФ, где власть обязуется создать каждому из нас условия, «обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие», все в очередной раз произошло с точностью до наоборот. Как будут граждане при столь стремительном росте цен достойно жить и развиваться? Ответ известен лишь московским политдеятелям. Зато главному экологическому оператору России положили в месяц 950 тысяч рублей. Тут уже действуют иной закон и иная арифметика.

Устанавливает тарифы и нормативы региональная энергетическая комиссия (РЭК). Спроси РЭК, откуда вышло 94,22 рубля с человека за твердые коммунальные отходы (ТКО) – ответит. Думаем, обоснует правильность этой цифры так же, как когда-то убеждал рязанцев-почемучек в том, что затраты горячей воды (ГВС) на общедомовые нужды (ОДН) на два литра превышают затраты холодной воды (ХВС). В других же регионах соотношение затрат ГВС: ХВС (ОДН) – один к двум. Но это в других, а не на аномальных территориях, к которым, видимо, давно пора отнести Рязанскую область.

Конституция давно отправлена в архив деятелями разных ветвей власти. Таковы реалии жизни. Видимо, и законам РФ уготована та же участь.

Болея душой за население Рязанской области, напомним, на что обязаны были опираться устроители мусорной реформы в области. На Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г., где есть Правила предоставления коммунальных услуг, к которым относится услуга по обращению с ТКО. Далее должен был быть задействован Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статьи 14–16 об организации сбора (в том числе раздельного сбора), установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления.

В ст. 13.4 закона 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. 

Как видим, еще до прихода регоператора по обращению с ТКО местные власти под эгидой правительства области были обязаны не только на бумаге подготовиться к реформе и отчитаться перед Москвой, но реально разработать маршруты сбора ТКО в тесном контакте с муниципалитетами и прочими административно-территориальными образованиями. Просчитать накладные расходы с учетом уже имеющихся маршрутов. А РЭК еще раньше должен был представить свои выкладки по нормативам и тарифам с мощной доказательной базой соответствия расчетов реальному положению дел. 

Кроме того, государство, которому налогоплательщики ежемесячно отчисляют немалую долю, обязано было профинансировать старт регоператоров. Предоставить, например, беспроцентные субсидии на реализацию конкретных дел. К ним можно отнести производство современных контейнеров с учетом цветовой гаммы, уже иметь реальные современные заводы по глубокой переработке ТКО, сделать бонусную программу для населения при раздельном сборе ТКО. Принес батарейки в приемный пункт или сдал роботу-мусоросборнику пластик – получи чек, чтобы на него купить что-нибудь полезное в магазинах префектуры или муниципального образования, как за границей. Или московские друзья народа наивно считают, что в РФ живут самые сознательные люди планеты? Сомневаемся. Увы, мусорные мешки валяются в самых неожиданных местах на улицах Рязани.

В ФРГ действует бонусная программа. А в России и так сойдет? Надоели словесная шелуха, разгильдяйство высших чиновников, привыкших все сваливать на плечи обывателя. Ничего, вытянет и эту реформу. При таком отношении государственных «мужей» к решению наиглавнейшего вопроса экологии ради спасения планеты для потомков хорошего ждать не приходится.

Неплатежи – серьезная проблема. Сейчас у регоператоров есть кассовые разрывы. Они покрываются из разных источников, некоторые регионы ввели субсидии. Но так дальше продолжаться не может. Если проблема останется на второй и третий годы, то экономическая модель не работает. Тогда придется ее дорабатывать.

Руководитель Российского экологического оператора Денис Буцаев (его сменил Михаил Мень) в интервью РБК неплатежи назвал серьезной проблемой. Развивая эту мысль, добавим, они начнут расти как на дрожжах на Рязанщине с 1 ноября 2019 года. А если учесть, что процедура взимания долгов в судах усложнилась, и хозяйствующий субъект после вступления в силу закона № 451-ФЗ обязал коммунальщиков указывать персональные данные ответчиков, то наступит коллапс уже в вопросе получения денег от злостных неплательщиков. Вот такая поддержка малого и среднего предпринимательства государством и депутатами Госдумы РФ.

Несколько раз по ходатайству областного правительства Рязанской области отодвигались сроки введения новой строчки в платежках рязанцев за мусор. Не торопился и РЭК. Переносились сроки раза четыре уже в 2019 году. И вот с 1 декабря мы увидели новую строчку и новые суммы за мусор. 

А как подготовились к встрече выигравшего торги регоператора ООО «Эко-Пронск»? Да никак. За немалые деньги, получаемые представителями исполнительной власти, работа не была выполнена так, как надо. Нормативы и тарифы ТКО явно завышены. Причем с этим согласились федеральные органы, словно выйдя из летаргического сна.

При таких федеральных и региональных исполнителях не будет выхода на свет из тьмы кромешной. Конституция «реформаторами» жизни давно отброшена. Для чиновников, депутатов от «Единой России», действует иной закон, не основной, но наиглавнейший – набивание карманов.
Наталья КУЛЬБЕРГ