Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№49 от 19 декабря 2019 г.
Копеечные удовольствия
 Даже минимальные суммы карманных денег могли приносить детям много радости

Лет 30–35 назад снабжать ребенка несколькими монетами или банкнотами на мелкие расходы было принято в советских семьях самого разного достатка. Я говорю даже не про обязательные платежи вроде школьных завтраков или походов в кино по каникулярному абонементу. Карманные деньги обычно предназначались для похода с друзьями в кафетерий, видеосалон или на невинное хобби (марки, значки, спичечные этикетки, вкладыши от жевательной резинки). Даже несколько копеек, зажатые в маленьких ладонях, позволяли провернуть немало полезных дел.

Спичка-невеличка

Одной копейки было достаточно, чтобы купить целый коробок спичек. А этот маленький предмет в глазах сметливого мальчишки 70–80-х – незаменимая вещь не только для разведения костра. С помощью такой многофункциональной штуки можно было, например, поиграть, подбрасывая коробок в воздух и начисляя разное количество очков в зависимости от положения емкости. 

Самые лихие пацаны делали спичкострелы либо поджигали коробку и запускали ее в воздух подобно маленькой ракете. Зажигалки были в те времена большой редкостью и служили взрослым одним из атрибутов красивой жизни.

С автоматом на «ты»

Всего лишь копеечку стоила и газировка без сиропа в автоматах, которые стояли не только на заводах и фабриках, но и близ остановок и продуктовых магазинов, как у нас на Московском шоссе в Рязани. Сотни людей ежедневно пили из одного и того же стакана, лишь слегка споласкивая его. Кстати, газировка с сиропом (яблочным, грушевым или лимонным) стоила три копейки, но ее можно было получить и за втрое меньшую сумму, хлестко ударив кулаком по этому нехитрому устройству.



За две копейки можно было позволить себе трехминутный разговор по телефону-автомату. Нам обычно хватало гораздо меньше, чтобы упросить маму погулять еще полчасика или позвать дворового друга присоединиться к футбольной команде. Автоматы, с которых можно было принять звонок, я увидел уже подростком в американских фильмах.  

Поесть и поездить

За все те же две копейки можно было купить тетрадь в клетку или линейку объемом 12 листов. Школьная принадлежность с 18 листами стоила три копейки. Правда, на такие покупки карманные деньги, как правило, не шли. Приобретением тетрадей обычно были озабочены мамы и бабушки за несколько дней до наступления первого сентября. 

Четыре копейки можно было потратить на одну поездку в троллейбусе и на стакан газировки с по-настоящему вкусным сиропом в уличном кафетерии на улице Подбельского. А за пятачок, не опасаясь контролера, я катался в городских автобусах. В булочной за такую же монетку приобретался свежий мягчайший рожок, которым можно радовать себя и сегодня, только по совсем иной цене.

Другие маршруты моих карманных денег помнит лишь потрепанный дедовский бумажник, который давно затерялся где-то в лабиринтах счастливого детства.
Денис ПУПКОВ