Когда еще во времена царя-батюшки появилась постоянная понтонная переправа (плашкоутный разводной мост) из Рязани в сторону Шумаши, было ясно: эта дорога нужна крестьянам заокских сел, везущим в Рязань на рынок продукты, а также купцам, отправляющимся с возами по лесному тракту Рязань – Владимир. Зимой реку переезжали по льду.
Про то, что нужны постоянные мосты через Оку, не исчезающие на время половодья, говорил в прошлом веке каждый новый первый секретарь обкома. Автодорожный мост Рязань – Шумашь был построен в 1972 году, а мост у Касимова в 1985-м. По тем временам, когда число всех автомобилей в области не превышало 50 тысяч (а сейчас только в собственности граждан более 300 тысяч), да и транзит был не таким большим, этого хватало.
Корыстные инвестиции
Когда о втором мосте несколько лет назад начали задумываться, то ориентировочно затраты на строительство оценивались в 7-9 миллиардов рублей. В последнее время говорили уже о 19 миллиардах, причем первые вложения с федерального уровня минтранс России пообещал в размере более 6,5 миллиарда.
Для сравнения: мост в Муроме шириной 15 метров и длиной 1,4 км построили в 2013 году (при старом курсе национальной валюты) за 8 миллиардов рублей. На сколько подешевел с тех пор рубль? Кажется, вдвое.
Закачивая в Рязанскую область финансирование, центр понимает, что дорога, которая пройдет по мосту, все равно будет принадлежать ему: трасса Калуга – Тула – Рязань – Гусь-Хрустальный – Владимир становится частью огромной федеральной магистрали «Золотое кольцо» в свете расширения на юг этого мирового туристического маршрута.
Место большой стройки
Дорога к мосту будет начинаться со стороны Рязани (на правом берегу) от улицы Центральной в Дядьково в месте ее поворота рядом с Дядьковским затоном, около Дядьковской школы и Ильинской церкви.
Через два километра над дядьковскими заливными лугами (в этом месте дорога пойдет по дамбе, а затем по эстакаде) начнется мост через Оку. В этом месте река имеет ширину около 170 метров.
После перехода на левый берег дорога продолжит идти по эстакаде, а затем по дамбе над дубровическими заливными лугами. Выход на трассу Рязань – Спасск-Рязанский намечен после ее 9-го километра (чуть ближе к Рязани, чем село Дубровичи).
Деньги или километры?
Поскольку изначально ставился вопрос о самом выгодном месте, рязанцы, посмотрев на план будущего моста, удивились: в указанном месте между дорогами Рязань – Вышгород и Рязань – Спасск-Рязанский можно намерить шесть километров, в то время как есть место, где они сближаются до 4,5 км. Там пойма Оки уже.
Но в современном мире не все измеряется миллионами тонн песка для дамбы. Для проведения дороги государству придется выкупить некоторые земельные участки на заливных лугах. Это тоже расходы. Устройство коммуникаций – электрических линий и ливневой канализации – тоже влияет на стоимость работ.
Протестующие предлагают...
Противники этого места уже есть – и они готовы к протестам. Это жители Дядькова, которые уже направили обращение к министру транспорта Рязанской области Вадиму Решетнику, требуя пересмотреть проект. Они считают, что шумозащитные экраны закроют подъезд к домам мусорных и пожарных машин, развязка не позволит тающему снегу свободно стекать весной в луга, а главное – половина автомобилистов города поедет в Солотчу через Дядьково и заблокирует его улицы. Взамен жалобщики предложили устроить спуск в луга к новому мосту с Северной окружной дороги (примерно из района «Глобуса»).
Но маловероятно, чтобы правительство области согласилось на это предложение: ведь мост-дублер через Оку рассматривался проектировщиками в связке с новой очередью Северного обхода – эта дорога должна обогнуть Дашково-Песочню и Карцево, выйдя на автомагистраль М5 «Урал». Именно мост за пределами Рязани, а не у «Глобуса» должен направить этот поток большегрузов в объезд городских микрорайонов.
Выигрышная переправа?
Итак, вместо одной переправы через Оку будут задействованы две, число переезжающих реку автомобилей за то же самое время как минимум удвоится.
Рязанцы, которым надо попасть в Мурмино, Выползово, Спасск-Рязанский, Ижевское, Брыкин Бор (Окский заповедник) и соседние села, вообще будут забывать про старый мост: новый для этого направления гораздо удобнее.
Возможно, жители Дашково-Песочни будут пользоваться новым мостом даже для поездок в район Старой Рязани, Исад, Кутукова. Конечно, им придется переезжать Оку снова по разводному мосту у Старой Рязани, но в некоторые дни и часы проблем с выездом из Песочни на трассу М5 «Урал» бывает больше.
Владимирский аврал
Новый мост мало повлияет на разгрузку шоссе Рязань – Солотча. По Спасской дороге сегодня движется менее 10% переезжающих старый мост транспортных средств, остальные – по трассе Рязань – Владимир. Поэтому подавляющее большинство машин из города, переехавших Оку по новому мосту, все равно направится на Поляны и далее на Солотчу или мимо нее на Ласково – Передельцы.
А теперь представим, что в теплый летний вечер три-четыре тысячи автомобилей с рязанцами пытаются вернуться с солотчинской Старицы, Пры, Ласковского и Уржинского озер назад в город… Узким местом может оказаться не мост, а какой-нибудь светофор на перекрестке у Полян.
И это значит, что за строительством нового моста должна последовать большая дополнительная реконструкция Владимирской трассы.