Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№02 от 20 января 2022 г.
Уроки Бурятии
О чем должны договориться энергетики и власти. Сейчас они не конфликтуют, но останутся ли на одной стороне?

Утро 28 декабря для городских чиновников началось с сигнала тревоги о прекращении подачи газа на одну из рязанских ТЭЦ и о возгорании резервного мазута. К счастью для горожан, оказалось, что трагедии не было и это стартовала, говоря языком официального документа, «штабная тренировка с силами и средствами звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рязанской области при аварии на ТЭЦ в Рязани».

Проверялись действия горадминистрации и органов управления городского звена ГОиЧС по ликвидации учебной аварии на Ново-Рязанской ТЭЦ, связанной с прекращением подачи газа на объект и возникновением пожара в мазутно-насосной станции.

По нашим данным, ТЭЦ и сама в течение года регулярно проводила противоаварийные и противопожарные тренировки с персоналом по своему плану. И знали о них лишь вовлеченные в процесс специалисты.

Но сейчас эти учения стали достоянием общественности в силу того, что носят общегородской характер и связаны с извлечением уроков из горького опыта масштабной аварии на ТЭЦ-1 в Бурятии, которая более 80 лет служит главным источником тепла и света для жителей трех районов г. Улан-Удэ. Ночью 23 декабря произошло короткое замыкание в силовых кабелях. Начался пожар. Были отключены четыре из шести отопительных котлов и турбогенератор. Более 800 зданий, 13 школ, 25 детских садов, 12 больниц и более ста тысяч жителей в столице Бурятии остались без отопления в 30-градусный мороз. Власти республики готовились к эвакуации жителей, массово раздавали пострадавшим электронагреватели, сливали остывающую воду из системы отопления.

Масштабная авария в Бурятии, видимо, стала отрезвляющим холодным душем для рязанских властей, которые решили перестраховаться и отработать свои действия на учебных чрезвычайных ситуациях. Ведь им хорошо известно, что степень износа муниципального оборудования на ТЭЦ приближается к критической и риски нештатных ситуаций реально существуют. Такая их быстрая реакция, конечно, еще была связана с тем, что тема аварии на Улан-Удэнской ТЭЦ прозвучала на большой пресс-конференции Владимира Путина. А чем подобное может заканчиваться, рязанцы знают лучше многих.

Почему же так экстренно засуетились власти Рязани? Федеральный закон № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. гласит, что «организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей» относится к полномочиям органов местного самоуправления. Как и установка детских площадок в лесопарках и питание детей в школах. Только ответственность за ненадлежащее исполнение закона о теплоснабжении предусмотрена гораздо серьезнее. Вот и испугались городские власти, начали проявлять служебное рвение.

Все это заставляет задуматься над тем, что же мешало им это делать раньше, не дожидаясь пока запахнет жареным?

Во-первых, хорошо, что до масштабов бурятской трагедии в Рязани дело не дошло. Это не значит, что подобное не случится в дальнейшем, если чиновники будут продолжать игнорировать не только здравый смысл, но и требования упомянутого выше федерального закона. По стране функционирует достаточное количество ТЭЦ «преклонного возраста». И если постоянно не прилагать усилия к их реконструкции и модернизации, то бурятский сценарий может стать массовым явлением.

Во-вторых, примеры разрушения ТЭЦ из-за ветхости перестают быть редкостью. Например, в апреле 2021 года на территории Тамбовской ТЭЦ произошло обрушение кровли и части стен главного щита управления станцией.

Тамбовская ТЭЦ после аварии

Без тепла и горячей воды остались около 100 тысяч жителей города. Тамбовская ТЭЦ была введена в эксплуатацию в 1954 году и давно нуждается в масштабной реконструкции. Кстати, строительство Ново-Рязанской ТЭЦ было начато в 1953 году, а пуск первых агрегатов произведен в 1959-м. И эти даты говорят о необходимости самого пристального внимания властей к обеспечению энергобезопасности в Рязани.

В-третьих, любой рязанец, следящий за местными новостями, прекрасно осведомлен о том, что последние пару лет происходило принципиальное недопонимание по вопросам обновления изношенных муниципальных турбоагрегатов между ростовской командой чиновников, обосновавшихся в мэрии Рязани, и Ново-Рязанской ТЭЦ. Данным направлением на принципах единоначалия занимался заместитель главы администрации по городскому хозяйству Владимир Бурмистров. Энергетики называли его подход к вопросам ретроградным. Сам же он предпочитал объяснять логику своих решений неприязнью к частной энергетике и стремлением перевести все управление городской теплогенерацией в ведение муниципалитета. Бурмистров настаивал на продолжении эксплуатации энергетиками устаревших турбин. Таким образом возникли препятствия замене изношенных муниципальных агрегатов на новые. Оппоненты чиновника считали такой путь тупиковым и ставили ему в вину провалы в управлении городскими предприятиями. Муниципальные хлебозаводы стали убыточными и находились под угрозой банкротства. Городская автоколонна 1310 обанкрочена и закрыта. Управление рязанского троллейбуса сотрясают финансовые проблемы. Это ли не примеры псевдоэффективного управления муниципальной собственностью?

После увольнения в январе 2021 земляка Владимира Бурмистрова – Игоря Грекова с должности вице-губернатора Рязанской области подходы, связанные с административным давлением и переформатированием взаимоотношений с ТЭЦ, перестали пользоваться поддержкой на областном уровне. А тут еще у губернатора накопились претензии, связанные с неудовлетворительными уборкой и дорогами в городе. В результате, Бурмистров уволился по «собственному желанию», а пришедшие ему на смену руководители задумались об энергобезопасности города, решили не «рубить с плеча», и радикально не менять функционирующую годами схему взаимодействия между ТЭЦ и администрацией Рязани.

Бурятский сценарий показал, что на ТЭЦ всегда должны быть наготове резервные мощности, а модернизацию и реконструкцию для обеспечения надежности нужно ставить во главу угла. А как же в Рязани следовали этим принципам? В 2016 году Ново-Рязанская ТЭЦ уже выкупила у города 60-летнюю муниципальную турбину №4, которая простаивала десять лет и установила на ее месте новую, сделанную по эксклюзивному заказу и имеющую уникальные технические характеристики. Потратив на это 1,2 миллиарда рублей. По инициативе бывших городских управленцев из Ростова в ответ на обновление турбоагрегата была начата кампания административного прессинга и пересмотра договора аренды станцией муниципального имущества.

Следующим шагом к обновлению на ТЭЦ имеющихся и созданию резервных мощностей стал вывод из эксплуатации муниципальной турбины №2, которая с января 2020 года была не востребована на рынке, не вырабатывала тепловую и электрическую энергию и стояла без нагрузки. Ранее она была предназначена для энергоснабжения промышленных потребителей, в том числе комбината «Химволокно» и филиала ЗИЛ, которые давно закрылись. Турбину остановили и оставили в резерве. Но вопрос замены агрегата № 2 долго тормозился в коридорах городской власти.

Поясним, Ново-Рязанская ТЭЦ – самый крупный из поставщиков тепла в квартиры двух третей горожан в Советском, Железнодорожном и Октябрьском районах. Построена станция была в 1950-е годы, и первоначально стоявшее там оборудование, находящееся в аренде, вырабатывает свой ресурс, устаревая физически и морально. Независимые эксперты предсказывают катастрофическую перспективу недостатка тепла в Рязани, если чиновники будут тормозить плановый поэтапный вывод из эксплуатации и обновление четырех муниципальных турбин, которые арендует ТЭЦ.

И если с модернизацией старой (1959 года выпуска) муниципальной турбины № 2 в 2021 году вроде бы разобрались – администрация Рязани включила ее продажу через аукцион и последующий вывод из эксплуатации в Схему теплоснабжения Рязани, – то кто сейчас из городских чиновников вспомнит о еще трех турбинах с истекающим ресурсом?

В 2027-29 годах закончится так называемый парковый ресурс еще трех муниципальных турбин, арендуемых Ново-Рязанской ТЭЦ у города, – №№ 7, 8 и 9. Если их остановить в связи с износом и не заменить на новые агрегаты, то создастся очень большой дефицит энергии. Тогда Рязань с 2029 года погрузится в ледяной коллапс. Могут случиться непредвиденные чрезвычайные ситуации. Представим: посреди зимы из-за износа произойдет авария на турбоагрегате № 9. Его мощность составляет 160 Гкал/час. Расчеты показывают, что температура воздуха в квартирах может упасть до 10-14 градусов. А дальше напрашивается печальный прогноз: при снижении температуры в квартирах жители начнут массово включать электронагреватели, а это, предупреждают энергетики, приведет к перегрузке городской подстанции.

Начнутся веерные отключения электроэнергии – это будут локальные блэкауты в городе. То есть получится примерно то, что произошло на прошлой неделе в Бурятии. Логика энергетиков: если вовремя не заменить турбины, то мрак и холод придут в Рязань. И тогда при таком коллапсе через восемь лет уже другое поколение рязанских чиновников будет обвинять своих предшественников и энергетиков в том, что те в прошлые годы не договорились между собой о своевременной замене муниципальных турбин, срок эксплуатации которых истекает в 2029 году.

Эту проблему собственник муниципального имущества (мэрия Рязани) и арендатор (Ново-Рязанская ТЭЦ) должны решать совместными усилиями, планомерно изыскивать финансовые ресурсы, в том числе, возможно, и за счет бюджетных источников. Чтобы не было поздно.

P.S.

После произошедших кадровых изменений в администрации Рязани градус накала в поведении городских чиновников снизился. Но вместе с ним свелись на нет и инвестиционные процессы, оказавшиеся, по мнению энергетиков, в прямой зависимости от вмешательства тех, кого еще год назад называли ростовской командой. Процессы, направленные на обновление турбоагрегатов в целях бесперебойного снабжения рязанцев теплом и электроэнергией. То есть на то, за что по федеральному законодательству несет ответственность городская власть. За это время подорожали металл и другие материалы, что не просто отбросило решение вопроса с модернизацией турбин на несколько лет, но и значительно усложнило подготовку необходимых для этого инвестиционных проектов.

Сейчас власть и энергетики не конфликтуют, но останутся ли они на одной стороне? На стороне жителей Рязани, которым совсем не важно, кому де-юре принадлежит турбина или котел, лишь бы в их домах было тепло и светло и это не сильно било по кошельку. И тогда на очередных пресс-конференциях президента России если и будут подниматься рязанские вопросы, то не по таким печальным поводам, как техногенные катастрофы.

Галина САМОЛЕТОВА