Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№02 от 20 января 2022 г.
Поймать скульптурный ритм
Пронский скульптор Антон Лытаев – о страхе непонимания, эйфории от второго места и необходимости громоздить леса

Не раз писал о людях, не имеющих специального художественного образования и совершенно различных профессий, не относящихся к искусству, внезапно занявшихся творчеством. Но герои этих публикаций по большей части увлекались живописью. И вот, впервые за это время на моем пути повстречался человек, работающий в довольно редком для Рязани жанре. Знакомьтесь – скульптор из Пронска Антон ЛЫТАЕВ.

– У меня музыкальное образование. Собственно говоря, творческое образование, оно и есть творческое. Обучаясь музыке, ты вполне можешь стать художником. Понятно, что тебе будет не хватать знаний об анатомии, перспективе, цвете. Но это не первичные вещи, я думаю. Во всех видах искусства есть ритм. Если в музыке его выучил, то будешь понимать и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре.  

Скульптурой я увлекся около десяти лет назад. Сначала занимался резьбой по дереву. В процессе понял, что мне нравится делать монументальные вещи. И так удачно все вышло, что, позанимавшись полгода резьбой, совершенно случайно попал на Фестиваль садовой скульптуры в Мордовию. Ну, не один поехал, меня взяли ребята. Мы там заняли второе место. На этой эйфории я пошел дальше. Наступил момент, когда я уволился с основной работы, поскольку понял, что резьба гораздо интереснее.



Находился в постоянном поиске, потому что резьба – это немножко не то, что я хотел. В итоге занялся скульптурой и начал использовать разные материалы, а не только дерево. Чтобы меня ничто не ограничивало. Часто в ход идет железо, у меня его много под боком валяется. Оно меня вдохновляет. Я его беру и начинаю что-то делать, например, сваривать.



Сейчас пришел к какой-то простоте, наверное, устал от сложных вещей. Раньше много занимался лепкой, пытался освоить формовку. Теперь пытаюсь делать то, что легче дается, менее депрессивное, чтобы долго не сидеть и не корпеть. Потому что это пересушивает. Вроде правильно все сделал, но вещь выглядит скучной и вымученной. Я не гонюсь прямо за чем-то новым, но и не зацикливаюсь на одном. Что-то хочется попробовать, и я делаю. Приходится преодолевать множество страхов. В частности, страх того, что какая-то вещь не понравится, ее отвергнут, воспримут в штыки. Что-то новое всегда непонятное. А о старых произведениях, имевших успех, ты знаешь, что они нравятся людям. Как говорится: «Пипл хавает». Можно найти эту успешность, этот ход и дальше его использовать. Но меня подобный расклад не устраивает.



В последнее время я стал делать интерьерные станковые вещи, которые можно устанавливать в помещении, допустим, на столе. Их легче изготавливать, потому что монументальные произведения привлекают больше затрат, труда и прочего. Нужно лазить, тяжести ворочать, леса громоздить, постоянно находишься где-то наверху, ноги в напряжении. Сейчас намеренно отошел от фигуративных вещей и занялся абстракцией. Возможно, от усталости произошло, и я, может быть, вернусь к монументализму с более свободным подходом. А может, и нет. Как пойдет.

Фото автора и со страницы Антона Лытаева ВКонтакте 

Георгий ТИТОВ