Новый проект Рязанского художественного музея открылся выставкой «говорящих» натюрмортов
Две тысячи двести сорок четвертый – под таким номером вошел в историю российской фотографии рязанский автор Анатолий ЕСИН. Членский билет №2244 торжественно был вручен новоиспеченному участнику Союза фотохудожников 13 февраля в стенах Рязанского художественного музея. Впрочем, вручение «корочек» лишь случайно выпало на этот день, но, как оказалось, весьма кстати. Главным же событием этого вечера стала фотовыставка Анатолия Есина. Ее открытие дало старт новому проекту художественного музея: второй четверг каждого месяца здесь будут проходить презентации рязанских фотографов.
С недавних пор четверги в музейной среде называют не иначе как «День Мединского»: уже больше года распоряжением Министерства культуры РФ все музеи работают раз в неделю до 21.00. Но если для столичной публики ночная жизнь – привычное дело, то в Рязани редкий посетитель «долетит» до выставок в такое время. И чтобы не коротать вечера в одиночестве, художественный музей решил заполнять четверги всевозможными проектами: концертами, встречами, презентациями – стремясь приучить публику к поздним посещениям музеев.
Каждый последний четверг месяца отдан лекциям по градостроительной культуре нашего города «Рязань историческая: образы пространства». Автор цикла – блестящий рассказчик и признанный знаток рязанской архитектуры, заместитель директора Государственного архива Рязанской области Дмитрий Филиппов. Первая лекция о планировке и застройке Переяславля Рязанского 17–18 вв. с успехом прошла 30 января, следующая встреча – 27 февраля.
Ну а в минувший четверг стартовал еще один проект – фото-четверги.
Дружба фотографов и художественного музея – дело давнее. И речь идет не только о выставках, которые проходят в музейных залах. «Художники Рязани» – это особый раздел в архиве Евгения Каширина, который ввел в традицию вывешивать небольшие мобильные коллекции в фойе музея. С тех пор это место называют «стеной Каширина». Эстафетную палочку подхватили и коллеги Евгения Николаевича, не давая стене простаивать пустой. А теперь – раз в месяц – выставки еще будут и «говорить».
Дебютант фото-четвергов Анатолий Есин – человек относительно новый в рязанской фотографии. «Ворвался внезапно как комета», – так образно описал яркое появление нового автора Сергей Романов, председатель правления Рязанского организации СФР. Если мерить творческий путь человека годами, то в данном случае он совсем небольшой – три года. Но за это время Есин успел завоевать массу поклонников в «рянете» и в реале и с первой же выставленной коллекции получить членство в Союзе фотохудожников. И объясняет такой успех мастерское владение жанром натюрморта.
Разумеется, в портфолио Анатолия Есина есть и другие жанры: элегические пейзажи, остроумные репортажные зарисовки, портреты. Эти работы в виде слайд-шоу также были представлены на презентации. Но сама выставка целиком посвящена только натюрморту. Да и сам автор признался, что, если в других сферах он себя пока только пробует, то в натюрморте «съел маленькую собачку».
Такая верность жанру многое говорит и о самом человеке. В фотонатюрморте очень мало от сиюминутности фотографии. Он практически не зависит от случая и полностью определяется замыслом автора (на волю случая здесь остается только лишь свет из окошка, в лучах которого фотограф успевает снять кадр).
В натюрмортах Анатолия Есина, таких естественных на первый взгляд, продумано все до мелочей. Здесь нет беспричинных вещей. Все тщательно подбирается и компонуется, подчиняясь атмосфере снимка, общей композиции, цветовому решению и, главное, настроению автора. Так, подсмотренный в дизайнерской студии бюст Ленина вызвал ностальгические нотки и потребовал пионерский горн. Фанерный макет самолетик, ракушка, оплавленная свеча, кисточки и карандаши собрались на полке мечтателя-путешественника. Сочные кисти калины и букет полевых ромашек в старом чайнике навеяли воспоминания о деревенском лете…
Пробуя себя в жанре «ванитас» (аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп), автор развивает эту особую линию натюрморта, размышляя о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
Кувшины, склянки и сосуды, швейные машинки, часы и керосиновые лампы, живые цветы и засохшие лепестки – в мягком свете прозаический мир обыкновенных вещей расцветает. И «мертвая природа» натюрморта наполняется жизнью. Кажется, что вода в банке еще колеблется, а сливы только что брошены на стол щедрой россыпью. «Особенно радует, когда получается передать ощущение, будто человек только что ушел, – признается фотограф, – это высший пилотаж!»
Фото с презентации Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА