Почему отечественная школа вызывает все больше отвращения у тех, ради кого она существует
– А в прошлом учебном году я плакала три дня. Три дня не ходила в школу. Так устала, что о школе уже слышать ничего не хотела...
– Александр Николаевич, что же делать? Внук не хочет посещать школу. Болеет без конца, хотя чувствую, что чаще всего он симулирует...
– Какое личное время у учеников и учителя? О чем вы спрашиваете? Такого изнуряющего режима нагрузок выдержать просто невозможно!
Подобных обращений ко мне – бесконечное множество. Сегодня и ученики, и учителя, словно ломовые лошади, тащат на себе груз, который на две трети состоит из пустопорожней поклажи. Подобное заявление делаю на основе своего более чем полувекового педагогического опыта. В нем, кроме практических занятий с учениками, накоплен своеобразный архив причинно-следственных связей разрушения отечественного образования.
Мои выступления на учительских конференциях, многочисленные публикации в областной печати, предостережения о грядущей катастрофе в системе образования многие годы оставались гласом вопиющего в пустыне. К счастью, от отчаяния спасали умные и очень честные педагоги. Именно они предупреждали меня о том, что «правда, сказанная не вовремя, превращается в опаснейшую глупость!»
Несломленное поколение
В 1962 году педагог Рязанского художественного училища Николай Сергеевич Денисов посоветовал: «Александр, научитесь включать дурака, ибо за ваши откровения вы можете пострадать». Для нас, студентов, Денисов был не просто учителем, которого с полным правом многие считают своим «крестным отцом». От него получали не только профессиональные знания по машиностроительному и архитектурному черчению, методикам преподавания специальных дисциплин, но что еще более дорогое – воспитание в каждом из нас нравственных основ. Он учил следовать чувству долга и сохранять чувство собственного достоинства.
Без школы Денисова моя учительская судьба наверняка была бы иной, не столь плодотворной и счастливой. Перед расставанием с выпускниками художественно-педагогического факультета он всем советовал: «Не бойтесь однажды появиться в классе с неподготовленным уроком. Ученики быстро научат вас ответственно готовиться к занятиям. Больше всего бойтесь не любить детей. Тот, кто не способен любить трудных учеников, тот не учитель».
Наши строгие педагоги, почти все они были фронтовиками, любили нас. В 1950–70-х годах в Рязани была очень сильная педагогическая школа. Практически во всех учебных заведениях работали замечательные люди. Школу еще не успели сломать. Неслучайно же в конце 50-х годов американские специалисты опыт обучения и воспитания советской общеобразовательной школы, техникумов и вузов признавали «феноменальным».
Ползучая деградация
Так что же произошло сегодня?
Думаю, пришло время озвучить правду, правду тяжелую – с ее катастрофической неизбежностью обрушения величественного свода отечественной школы, а следом и государства.
Лакмусом уже назревающей катастрофы является современный довольно низкий образовательный и культурный уровень большинства жителей нашей страны. Так называемая «демократизация» школы позволила любому человеку, не считаясь с мнением учителя, диктовать ему свои требования и условия.
Другой причиной наступившей деградации школы стало головокружение, наступившее от возможности безвылазно сидеть в интернете. Захваченные лавинами всевозможных страстей и пороков, наши дети, подростки и молодые люди оторвались от корней национальной культуры и языка, впав в историческое беспамятство. Говорить об этом приходится с чувством горечи и боли.
Первые признаки начала разрушения отечественного образования появились в начале 60-х годов прошлого столетия. По мнению доцента, кандидата физико-математических наук Игоря Петровича Костенко, «крах образования случился в 1960–80-х годах». Что же произошло с лучшей в мире системой образования в тот период? Ответ прост, ее реформировали. Известны точные сроки реформы – 1970–1978 гг. Выпускники-«семидесятники» на вступительных экзаменах в вузы, по словам академика Российской академии образования Ю.М. Колягина, своей неподготовленностью к изучению вузовских программ по математике «у ученых АН СССР и преподавателей вузов вызвали панику». В 80-х годах разрушение продолжилось. «В 2000-х годах стала отчетливо заметна атрофия памяти учащихся – многие не могут держать в сознании более одного элемента мысли («однобайтовая память»)», – констатирует И.П. Костенко. Об этом же с тревогой говорил выдающийся педагог-математик, академик Владимир Игоревич Арнольд.
Об угасании предметной и исторической памяти, а точнее – историческом беспамятстве и массовом невежестве предупреждал доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России Всеволод Юрьевич Троицкий. Именно он в начале 90-х годов разработал «Закон о защите русского языка».
Дрессировщики сознания
Мне невольно вспоминается 1959 год с его скандальной попыткой реформирования русского языка. Центральные газеты «Правда» и «Известия» на нескольких полосах печатали чудовищные по своей разрушительной сути «Новые правила правописания». В этом уже чувствовалась зреющая смута и крушение устоев.
Когда еще в начале девяностых я писал о недопустимости глобализации всей системы отечественного образования, в моей памяти оживали многочисленные попытки Н.С. Хрущева, под подхалимское, предательское «одобрямс» партийных деятелей, своими нововведениями уничтожить страну. Да! Именно он уничтожал. Признаюсь, уважаемый читатель, в том, что один из моих родственников с середины 1950-х годов работал референтом в аппарате А.Н. Косыгина. И я с юных лет был невольным свидетелем многих откровенных разговоров взрослых. Конечно, без оценочных характеристик, довольно детальные рассказы о «странных чудачествах» первого лица государства остаются в памяти до сих пор... Хрущевские преобразования были теми «опытами», на которых проверялась наша готовность к защите собственных национальных корней.
Так вот, «кое-кто», убедившись в нашем массовом «беспамятстве», перешел к активному разрушению, прежде всего государственной системы образования. Отученные мыслить в комплексной системе представлений, привыкшие лишь временно реагировать только на события, мы стали легкой добычей.
Многие учителя и родители помнят мои публичные выступления, направленные против «вживления» в рязанские школы идей глобализации, замены прекрасных отечественных учебников (Ларичева, Перышкина, Киселева и других) на соровские издания и зловредные книжки, подобные учебнику Майры Станеки-Козвоски, Уильяма Хейнса, Дороти Фелленц-Усами «Мой мир и я. Путь к единению. Пособие для учителя» под редакцией профессора Б.П. Битинаса. Отлично помню ту страсть, с какой в 90-х годах работниками рязанского отдела народного образования и их околокабинетными активистами буквально навязывалось это заокеанское учебное пособие. В нем пропагандировались не традиционные методики воспитания, основанные на духовных началах и историческом сознании, а предлагались приемы откровенной педагогической дрессуры, рассчитанной на выработку у школьников примитивного поведенческого стереотипа.
Именно в начале девяностых открылись шлюзы, через которые хлынули потоки родительских средств «на школьные нужды». Руководителями городского и районных отделов образования вместе с директорским корпусом была организована пошаговая сдача рубежей. Началось чудовищное по своим масштабам уничтожение авторитета учителя...
Безымянные вредители
Пора сказать самое главное, ради чего я пишу эту статью.
Может ли без какой-либо причины появиться любая болячка? Конечно, нет! А знания могут стать полезными, если в них не усвоены главные смыслы? Тоже нет! Значит, должны быть причины... Признаки деградации образовательной системы уже аукаются практически в каждой семье. Причем самоподдерживающий характер разрушения сегодня принял необратимый процесс. А как же еще охарактеризовать существующий режим всего учебного процесса в начальной и средней школе? Как могло случиться, что «в настоящее время, по данным Министерства здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической, коррекционной и педагогической помощи»?
Кто взял на себя ответственность разрешить в школьном расписании в начальных классах ставить пять уроков? По шесть, семь и восемь уроков в старшем звене? Кто позволил загружать учителя бесконечной отчетностью?
Министерство образования РФ! Но с чьей подсказки?
Тема глубокая, требует подробного расследования. Пока мы лишь охаем, ахаем, ворчим и возмущаемся. Но даже популярный в среде российских конспирологов «документ» с лубочным названием «Программа уничтожения школы» не вызывает смеха, когда читаешь: «…педагоги должны заполнять бесчисленные страницы никому не нужных отчетов. Их время должно быть расходовано на бесполезное, трудоемкое времяпрепровождение. Форму отчетов желательно менять ежегодно».
Окно упущенных возможностей
Пока не называю имен тех рязанских специалистов, что были ярыми поклонниками инновационных идей школьной перестройки. Многие из них действительно не ведали, что творили, поскольку о любви к «отеческим гробам» они забыли. Любили эти «дядьки» и «тетьки» только себя, блюли свои чиновничьи места, а в образовании только себя любимых видели. Зато без смущения широко распахивали двери в пределы рязанского образования и культуры заокеанским советчикам. Американские, канадские, немецкие «специалисты» в Рязани мгновенно «утоптали для себя поляну». Вспомните Вальдорфскую школу и ее печальный педагогический опыт. Теперь с кого спросить за испорченные судьбы сотен детей, не получивших нормального базового образования? Кто им вернет упущенные возможности?
А кто возьмет на себя восстановление былой мощи всех кафедр Рязанского государственного (педагогического) университета? Кто в Рязанской области приступит к прополке укорененных побегов американизации псевдообразования? Выступая в Дубне с докладом о проблемах современной школы, академик В.И. Арнольд привел ужасающий факт: «Сегодня в Америке 85% школьных учителей математики не имеют никакого понятия о дробях: не могут сложить половину и треть, не знают даже, что больше – половина или треть, ничего не понимают. Не учили».
Подобное было уготовано и нам. Не знаю, устоим ли перед вирусом разрушения? Надеюсь, что устоим, если будем без паники и уныния вместе восстанавливать все лучшее, чем сильны наши отечественные школа и культура. Надеюсь, что сохраним традиционный уровень школьного обучения и воспитания. Но при одном условии – если всех, кто занят унижением достоинства и чести учителя, разрушением лучших традиций в системе средней и высшей школы, кто пытается укоренить систему дрессуры, увлечь созидательной работой на пользу Отечества. Говорю с полной уверенностью в полезности и возможности реализации данного предложения. Собственный педагогический опыт позволяет подобное утверждать. Полюбить следует многих из тех, кого патриотическое большинство лихо записало в «пятиколонники». А они просто другие люди. Мало ли хвастливых, себялюбивых, безопорных людей, которым в детстве не повезло учиться у красивых душой педагогов? Воспитанных в безнравственной системе эгоизма. Намного легче казаться кем-либо, чем оставаться самим собой. «Держать нос по ветру» привычнее, чем тратить свои силы на защиту лучших национальных традиций.
Следует помнить о том, что все наши пороки и слабости, как и наши достоинства, остаются у всех на виду. Говорю об этом, потому что имею массу доказательств той психологической растерянности, которую переживают все те, кто однажды оказался перед выбором – служить или прислуживать. Тот, кто выбирает последнее, делает это чаще всего из-за страха и лени. Таким людям сложно понять, что перед правдой не может устоять ни один порок, никакое бесчестие. А оно было совершено, когда была предана русская школа и ее лучшие традиции, которые были закреплены в советской школе.
Обидно за то, что в начале 90-х годов все работники педагогической системы не встали на защиту своих учеников, не сохранили прежние нормы школьного режима, не отстояли чести и достоинства русского учителя и педагога высшей школы. Сами позволили внедрить программу «оболванизации» российского образования.
* * *
Сегодня многим стало понятно, что безоглядное следование западным образовательным стандартам, абсолютно чуждым России, ведет к потере национального духа, следом к потере и своей независимости.
Уважаемые коллеги, желаю вам крепости духа, помощи учеников, родителей и государства. Уверен, что все те, кем идеи возрождения отечественного образования не принимаются, обязательно отстанут, отвалятся, словно ком грязи с обода тележного колеса. Поэтому не теряйте веры в собственные силы.
Помните о том, что ваша любовь к профессии учителя и своим ученикам поможет всем нам не только выстоять, но и возродить в детях интерес к учебе.
Автор - художник-педагог, Отличник народного просвещения.
Александр БАБИЙ