Инфраструктура давно сложившихся микрорайонов Рязани не рассчитана на жильцов новых многоэтажных домов
– Стояла в очереди в регистратуру, подошла женщина и сказала, что купила квартиру в новостройке и хочет перевестись в эту поликлинику. Мимо проходила участковая врач и прямо спросила: «А вы заранее узнавали, можем ли мы вас взять? Поликлиника переполнена, нагрузка на врачей зверская, вы о чем думали?»
– А та что?
– Говорит, да мы тут купили, мы, мол, имеем право…
– А эта что?
– А врач и говорит: «У вас территория закрытая? Закрытая, внука моего вчера не пустили на качелях покачаться. Вот и стройте себе закрытые поликлиники, детские сады и школы, на вас тут не рассчитывали!» Вот прямо так и сказала.
– Но так же нельзя…
– А нас выдавливать из родных мест можно?
(Из разговора в маршрутке)
Понаехали
Любая реклама новостройки, возведенной в черте города, гласит: «Удобное месторасположение, развитая инфраструктура, шаговая доступность детских садов, школ, поликлиник, наличие зеленых зон…» Развитая инфраструктура – лакомый кусочек, появившийся в «застойные» советские годы, которым в «продвинутые» годы пользуются частные лица в целях привлечения покупателей. Застройщику выгодно, чиновникам всех уровней – от администрации Рязани до правительства Рязанской области, вероятнее всего, тоже, радостно жильцам попавшего под снос ветхого фонда, самим новоселам выгодно только на первый взгляд, местным жителям и муниципальным учреждениям – неприятности и головная боль.
К новым жилым комплексам всегда прилагается реклама старой инфраструктуры
Уже давно покупателя перестала интересовать планировка самого жилья, прежде всего он задумывается над тем, где будут учиться и лечиться его дети, где он будет ставить свой автомобиль, придется ли задерживаться в пробке по дороге на работу. Старые, «обжитые» районы наиболее комфортабельны для проживания, но этот миф развевается сразу же после новоселья. Социальные учреждения переполнены, автодороги не рассчитаны на такой поток машин. Но если новоселов радует хотя бы комфортабельное жилье, то местным жителям причин для радости остается все меньше. Зеленые насаждения уничтожены, в детские сады растет очередь из новоселов-льготников, автодороги обещают расширить до рубежа «прямо под окна», мест для прогулок с детьми и собак все меньше, машин все больше.
Владельцы частных домов и дач, к которым подступают стройки, страдают больше всех, хотя признавать их пострадавшими никто не спешит. Если раньше дачный участок, находящийся в черте города, но в зеленой полосе, можно было выгодно продать, то на «фазенду» в черте новостроек вряд ли кто позарится. Отдых на такой даче становится сомнительным наслаждением. Однако фактическая потеря, становление непригодным для использования по назначению, недвижимого имущества никоим образом не компенсируется, об этом не идет даже речи. Дачникам остается надеяться, что их земля тоже когда-нибудь заинтересует застройщиков, и ее выкупят, пусть хоть за копейки. Правда, существует вероятность, что не выкупят, а запросто докажут, что дачи построены самовольно, и обяжут сносить за свой счет.
Стремительно теряют в цене и квартиры, окна которых прежде выходили на березовую рощицу, а теперь «смотрят» на стену новодела, окруженного забором. Но эти потери – потери «коренных» жителей микрорайонов – никто не учитывает. Городским властям и застройщикам неприятности, которые их не касаются, почему-то кажутся ничтожными.
На всех не хватит
«Клоповниками», «трущобами» и «бомжатниками» принято называть частный сектор. Естественно, тот, который остался с доперестроечных времен, а не который на Голенчинском шоссе или в Солотче. Обитателей таких кварталов по-человечески жалко. Причем в большинстве своем это абсолютно порядочные, непьющие и очень даже работящие люди, просто им не повезло родиться в таком непрезентабельном месте и не удалось заработать на новые апартаменты. Однако всякое сопереживание заканчивается, когда городские власти вместе с застройщиками объявляют о строительстве пяти высоток, в которые въедут 500 новоселов, на месте двадцати ветхих домишек, в которых проживало всего 60 человек. Нагрузка на инфраструктуру увеличивается в разы. К тому же, среди проблем, которые привносят новостройки в жизнь местных, в последнее время все чаще стала всплывать еще одна: «Они отнимают у нас солнце», – говорят жители домов, которые были построены гораздо раньше.
На месте одного барака на 10 семей - многоэтажная свечка
К слову, о нехватке в городе социальных объектов заговорили не вчера, но со временем проблема не только не решилась, но и усугубилась. Район Дашково-Песочни разрастается, детских образовательных учреждений не прибавляется. Правда, после многочисленных и многогодовых просьб один детский сад все же построили, строится современная школа. Но хватит ли в ней мест для всех желающих?
Так называемое «Старое Шлаково». Здесь на месте нескольких двухэтажных бараков вырастает новый жилой комплекс «Виктори-Парк», который будет состоять из трех 24-этажных высоток, одного дома переменной этажности, подземной и наземной многоуровневой парковки и, по заверению директора ООО «Никострой» Алексея Никонова, детского сада на 120 мест. По словам Никонова, он будет построен в последнюю очередь. Но уже сейчас, помимо этого жилищного комплекса, на Шлаковом выросли ЖК «Чайка» (пять секций, 10-этажный) от ГК «Новый город», ЖК «Ермак» (две секции, 14-этажный) от ГК «Единство», ЖК «Семья! Любовь! Дети!» (10-этажный) от ГК «Капитал»...
Сколько детей переехало в эти новые дома – не счесть, зато детские сады, наличествующие в поселке, сосчитать очень даже просто: №№69, 77 и 78. Надо ли говорить о том, что попадают туда далеко не все дошколята, которые в них нуждаются?
Школ еще меньше: всего две. При этом в 41-й вдобавок к местным учатся ребята из поселков Никуличи и Строитель, а в 11-ю попасть не так просто: эта школа с углубленным изучением некоторых предметов.
Нехватка социальных учебных и лечебных учреждений, автодорог с достаточной пропускной способностью и уменьшение зеленых зон – эта проблема давно перестала быть секретом для рядовых горожан, но продолжает быть чем-то потусторонним для муниципальных и региональных властей. В городскую черту продолжают впихивать, втыкать, всовывать новые микрорайоны. Так, совсем недавно было одобрено начало двух огромных строек: в Дашково-Песочне – там появится новый микрорайон на 25,5 тыс. человек, и на пересечении улиц Есенина и Грибоедова – на этом небольшом участочке возникнет аж шесть жилых домов по 26 этажей каждый.
Как скоро после заселения новых жильцов будут выполнены обязательства по обеспечению инфраструктурой? Узнаем в самом скором (хотелось бы верить, что светлом) будущем от главы администрации Рязани Олега Булекова, которому «Новая газета» направила сегодня соответствующий официальный запрос. Подробности в ближайших номерах.
Екатерина ВУЛИХ