Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 20 апреля 2017 г.
Дрим-вижн, село Унгор и Жириновский
 Как один художник двух губернаторов обаял

С персональной выставкой нагрянул давний знакомый врио губернатора Рязанской области Николая Любимова – непревзойденный Никас САФРОНОВ. Напомню, что стены Областного художественного музея он уже успел осчастливить своим посещением еще при Олеге Ковалеве шесть лет назад. Вероятно, очень любят губернаторы нашего региона творчество Сафронова и Зураба Церетели. Наверное, потому, что других художников не знают. 

И вот на прошлой неделе блистательный Никас вновь посетил Рязань с такой обширной культурно-просветительской программой, что диву даешься. Причем удивление во многом вызвала организация прошедших мероприятий.

Во-первых, за два дня до презентации экспозиции с представителями некоторых СМИ встретилась арт-директор художника Наталья Христенко. Корреспондентов других изданий организаторы вернисажа решили обойти вниманием. В то же время особенно упертые журналисты могли попытаться аккредитоваться на предстоящую пресс-конференцию Сафронова, которая была запланирована в областном правительстве. За какие достижения удостоился встречи с прессой в подобном месте второсортный художник и изобретатель невнятного жанра в изобразительном искусстве под названием «Дрим-вижн» (dream vision – дословно: во сне видение), непонятно. Видимо, здесь свою роль сыграло давнее знакомство Любимова и Никаса.



Фото: srb62.ru

Опять же, по информации некоторых источников, организацией выставки занималась жена нынешнего врио Оксана, а попасть на пресс-конференцию смогли все те же избранные корреспонденты. 

Художник провел творческую встречу с поклонниками, куда вход стоил пятьсот рублей, пообщался с местным министром культуры Виталием Поповым в сигарном клубе и провел «мастер-класс» для студентов Рязанского художественного училища (пишу в кавычках, потому что мастер-класс – это форма занятия, во время которого ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод; однако в училище Сафронов просто рассказывал о себе любимом и забавные истории из жизни, в которые трудно поверить). За общение с собственной значительной персоной с Попова и учащихся РХУ денег он не взял. Может, еще и в бане с кем парился, а потом бегал нагишом по березовым рощам, питаясь есенинской энергетикой, но это осталось за кадром. 



На открытие выставки в Рязанском областном художественном музее им. И.П.Пожалостина (ул.Свободы, д.57), где заодно состоялся показ платьев от Светланы Лялиной с принтами картин Сафронова, вход был по пригласительным билетам, и такой участи удостоились самые влиятельные лица Рязанщины. Стоит отметить, что во время пресс-конференции в правительстве Никас обещал привезти в Рязань Аль Пачино. Надеюсь, что голливудский актер при виде рязанских красот не впадет в неистовство, словно его герой Тони Монтана в конце фильма «Лицо со шрамом».  

Очень метко высказался по поводу помпезности встречи в Рязани Никаса Сафронова председатель городского клуба «Кинематограф», президент кинофестиваля «Окраина», член Русского ботанического общества Александр НИКИТИН на своей странице в Facebook: «Полагаю, что если бы в нынешнюю Рязань приехал гроссмейстер О.Бендер, состав участников сеанса одновременной игры формировался бы строго по спискам; под мероприятие отвели бы самый роскошный зал, охраняемый от неплатежеспособного населения конной милицией и пешими казаками; перед входом расстелили бы ковровую дорожку, по которой шествовали лучшие люди города (чиновники с супругами, бизнесмены с бизнесвуменами и режиссеры с актрисами); симфонический оркестр играл бы увертюру к фильму «Укрощение огня»; лекцию гроссмейстера предварял бы показ мод с участием срочно выписанных из столицы топ-моделей; участники сеанса (лучшие люди города) играли бы в шахматы второй раз в жизни; каждая кража гроссмейстером ладьи вызывала бы вздохи восхищения, а финальный удар доской по голове мэра - угодливое хихиканье последнего и совместное фотографирование».

А теперь, собственно, о выставке, на которую я попал на следующий после презентации день и смог все посмотреть в спокойной обстановке. Как утверждала Наталья Христенко, в Рязань привезли 150 произведений, но места для всех не хватило, и сейчас в музее размещено 65 полотен. В течение своей работы вернисаж будет обновляться. Прежде всего, это портреты котов и кошек в средневековых костюмах и одежде викторианской эпохи. Сложилось впечатление, что в разные годы просто не пригодились заготовки для портретов всяких знаменитостей с уже написанным облачением, и Никас просто-напросто нарисовал там кошачьи морды. Затем следуют лики российских актеров в тех самых одеяниях и изображения зарубежных звезд. Потом идет большая псевдофилософская архитектурно-шизофреническая серия. И единственными приемлемыми вещами следует считать несколько пейзажей Венеции, холст «Рождественское утро» и якобы недоработанные полотна, среди которых портрет Настасьи Кински. По крайней мере, среди всего представленного они кажутся оригинальными. 
В общем, желающие насладиться творчеством знаменательного орденоносца и большого любителя понтов, могут это сделать до 14 мая

Хотя, на мой взгляд, проще и полезней бесплатно посетить экспозицию Клуба рязанских художников-любителей, проходящую сейчас в Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества (ул.Урицкого, д.72).

Параллельно в музее продолжается персональная выставка рязанского живописца Виктора МИНКИНА, носящая название «Свете тихий» и приуроченная к 70-летию автора. С 1973 года Минкин работает в Рязани.



В отличие от предыдущего художника, Виктор Алексеевич давно нашел собственный неповторимый стиль, где даже при ближайшем рассмотрении на полотнах сложно понять, где небо сливается с землей. Светлые пастельные тона, щедро разбавленные белилами, будто переносят в заснеженные поля. Букеты полевых цветов, портреты родителей и сельчан и виды родного села Унгор Путятинского района – все произведения созданы за последние пять лет. 

Проникнуться светом художника можно до 22 мая. Режим работы музея: вход с 11.00 до 19.00 (касса работает до 18.00), по четвергам до 21.00 (касса до 20.00). Выходной день – понедельник. Первая пятница месяца – санитарный день. Телефон для справок: 44-18-83.

В галерее-бутике «Люди» (Первомайский проспект, д.56, офис 224) работает выставка Владислава ЕФРЕМОВА «Хрупкое обострение». Работы художника находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. И, опять же, в отличие от Никаса Сафронова, автор с упорством ищет собственный стиль, а не изобретает невменяемый жанр с пафосным названием, рисуя потом кошек в человеческой одежде. 

Например, в сентябре прошлого года у Ефремова состоялась персональная выставка в Музее истории молодежного движения, которая носила название «Внутренняя карта». В тот раз автор экспериментировал с графическим моделированием архитектурно-городского пространства, когда посетители могли увидеть различные уголки Рязани в непривычном виде и антураже. 



Теперь он продолжил свои творческие опыты и демонстрирует семнадцать новых произведений, созданных после той экспозиции. Только сейчас художник, по его словам, написал полотна на гребне густого эмоционального озарения, оказавшегося неучтенным всплеском старомодной фабулы «Человек и природа» или «Личность и среда». На его работах, созданных уже зимой, вовсю буйствует зелень рязанских парков и скверов, куда вплетены различные индивидуальные истории. Какой-то малец в кепке, сидящий на скамейке, смотрит на огромную стаю птиц, летящих по небу над ним. За девушкой на вечерней аллее из-за забора следит некто в балахоне голубого цвета. Ворона на забытом стуле в осеннем парке. Собирательный образ самого Ефремова и еще двух художников на полотне «Ау!» Или Владимир Жириновский в новогоднем костюме зайца на работе под названием «Алло, праздники?» 

Почувствовать хрупкое обострение можно до 8 мая. График работы галереи: ежедневно кроме понедельника и воскресенья с 12.00 до 20.00.
 
Георгий ТИТОВ