Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№19 от 20 мая 2021 г.
Постказанский синдром
 Истоки массового расстрела школьников в столице Татарстана нужно искать не только в слабой охране учебных заведений

Интересно реагирует наша общественность на случай расстрела в школе в Казани. Например, дамочка, снимавшая с противоположного к школе дома падение ребенка из окна: «Ой, ой, а у них там выстрелы» – и продолжает съемку… Ни тебе бегом в полицию, ни звать и бежать на помощь… Или мои учащиеся: «А Вы видели? Видели? Вот фотка с трупами. И мозги на полу, видите?» – и более никаких эмоций. Кроме таких вот, рыночных, серых, убогих, равнодушных, а потому мерзких. 

Богатыри и упыри

Конечно же, я с ними побеседовала, пытаясь направить их сознание в нужное русло. Почему-то хотелось в тот день, чтобы кто-то охнул и посокрушался по поводу гибели деток. Страшная беда и страшное горе! Почему общество стало таким… привычным к людскому горю? Ответ на этот вопрос – немного другая история. А мы бы хотели поговорить о причинах случившегося. И мерах. Чтобы не повторилось.

Чиновникам всех мастей нужно для народа принять меры. Прецедент же! И меры будут приняты: все начнут тщательно заниматься организацией охраны. После расстрела в Керчи тоже занимались. Так тщательно и с таким пониманием горя и важности мер, что до сих пор не во всех учебных заведениях есть «тревожные» кнопки. Людям настолько качественно расписали важность мер по усилению охраны в учебных заведениях, что народ начинает свято верить: корень зла – бабушка-охранник!

Нет, поймите меня правильно: укрепление охраны учебных заведений в данной ситуации действительно важно. И важно, чтобы охрана была профессиональной и оснащенной. Но обращаю внимание – в данной ситуации!

Потому что во избежание повторения очередной порции боли, горя и слез меры должны быть приняты для упразднения самой ситуации.

А в чем эта ситуация – тут вот и самое интересное.

Давайте подумаем логически: вот все идеально, в школе стоит богатырь – охранник, вооруженный до зубов. Но! Упырь, наподобие казанского и керчинского – он же готовится! И первый свой выстрел он сделает в охранника. Или кто-то думает, что охранник успеет выстрелить первым? Дай-то Бог! Но вряд ли… Усиление охраны – мера, конечно, но, по-моему, это больше для отвода глаз. Чтобы унялись возмущенные граждане, чтобы отчитаться и поставить «галочку»: сделано! Отреагировали, всё. Вопрос решен. А решен ли? 

Преступное воспитание

Неужели после установки везде и всюду «тревожных» кнопок и богатырей на охране гарантированно не возникнет новый упырь – колумбайнер или просто экзальтированный выродок – эгоист, который не придет мстить за трояк учителям? Наивно думать, что не возникнет.

Тогда, следуя логике, надо разбираться, откуда и «на каких кормах» растут и, увы, множатся эти упыри? 

А вот теперь мы приходим к истинной причине и истинной сфере, где реально следует принять меры. Это семейное воспитание и воспитательная работа в учебных заведениях. 

Согласитесь, что никакой охранник не имеет отношения к тому, что в недрах отдельно взятой семьи растет упырь. Точнее, растет-то он нормальным. А вот воспитание ему дается особое – упырное, если так можно выразиться. Вообще, еще лучше выразила мысль психолог А. Копецкая в программе «Близкие люди»: «Преступное воспитание!» Именно эту фразу она адресовала отцу героини программы. Прекрасная фраза! 



Бывший одноклассник Ильназа Галявиева сказал, что парень целыми днями напролет играл во всяческие «стрелялки», где убивают. У него было мало друзей и практически не общался с одноклассниками. Вопрос: куда смотрели родители? Почему из года в год не беседовали с сыном, не выясняли, с кем дружит, о чем думает, что любит, во что играет? Не дежурно спросить, закидывая картошку в суп, а специально, выделив время для общения. Почему родители не забеспокоились, что сын мало общается с друзьями? Почему не отправили его к психологу? Не сходили несколько раз в школу разобраться в причинах? Почему родители этого выродка довели его эгоизм до той стадии, что он и их перестал чтить? И это в мусульманской семье! Потому что воспитание в семье Галявиева было именно преступным! Как говорил наш прекрасный педагог А.С. Макаренко, если родители считают задачу воспитания выполненной, когда ребенок обут, одет и накормлен, то такое воспитание практически не отличается от воспитания щенка: его тоже кормят, выгуливают, водят к врачу, а сейчас и одежда для собак появилась. Воспитание – труд и точка приложения ума родителей. Проще плюхнуться в парке на лавочку с мамашами, а не ходить с малышом, рассказывая и показывая ему красоту природы. Проще в выходной пойти с друзьями выпить пивка, а не провести день в обнимку с сыном на рыбалке. И так далее. Из таких мелочей, из личного примера и душевного контакта и рождается личность ребенка.  Воспитание человека – это воспитание души и характера, а не желудка. Воспитание уважения к старшим, к своей семье, традициям, воспитание ответственности к делу, трудолюбия, стремления к знаниям. Такой ребенок, приученный к делу и труду, мстить учителю за себя, любимого, не пойдет точно. Гаджеты, компьютерные игры и дурные мысли появляются в голове у детей, если их не приучили трудиться, читать, отвечать за поступки и проявлять добро к ближнему. И этому не приучили не в школе. Это полностью вина родителей. 

Отполоскать педагога

Кстати, об учителях. Сейчас бы самое время представителям МВД, ФСБ и психологам пройтись по школам и лично «прочистить головы» подростков. Своим, профессиональным языком, грозно и убедительно объяснить последствия поведения Галявиева. Для него и для родственников погибших. С просмотром видео с похорон. И не надо тут щадить «детскую психику», дабы подобные события не повторялись. Но что-то подсказывает, что все воспитательные комментарии по поводу стрельбы в Казани поручат Минобру, а тот – учителю МарьИванне, которая произнесет что-то в стиле «ай-яй-яй, как нехорошо». Она же не представитель ведомств! Как умеет, так и делает. И еще чтобы фоточку в Минобр скинуть. Что позаседали на классном часу. Всё. Тоже меры считаются принятыми. 

А ведь было время, когда учитель шел, и с ним все здоровались и кланялись. Общество имело понимание того факта, что учитель – это сосредоточение ума, знаний, добродетелей и любви к детям. Кому придет в голову мстить такому человеку? Правильно, никому. Да, затюканный бумагами и лошадиной нагрузкой нынешний педагог не всегда в состоянии быть милым и «пушистым». Но это не отнимает его социальной роли – нести свет и знания людям. И вот этого человека поставили в положение, когда его может «отполоскать» любая отчаянная домохозяйка, а чиновники ее поддержат. Неважно, что мамаша вырастила хама и лентяя. Важно, что учителя буквально обязали под угрозой увольнения помалкивать на выпады малолетних хамов или отвечать им с улыбкой. Что ж тут не отомстить выстрелом за тройку или за замечание за невыполненное вовремя задание? 

Кстати! Наверняка чиновники Минобра «Педагогическую поэму» Макаренко читали. Что он сделал с нахамившим подростком? Да-да, говорим громко – ударил! А теперь, внимание, вопрос: этот поступок педагога сильно повредил психике подростка? Ой, надо же, нет! Более того, прекрасный человек вырос! Я бы предложила этот случай не забывать. Нет, конечно, я не за рукоприкладство и битье учеников. Учитель должен обходиться словом и личным примером, стоять на позиции уважения ученика. Но я за справедливую оценку деятельности учителей, которые не железные и срываются от «милого детского» хамства! Хорошо бы потихонечку прекращать практику увольнения педагогов без суда и следствия, не выдержавших хамства учеников. В одном из выпусков «Бесогона» Никита Михалков представил ужасающие видео издевательств учеников над учителями. Сегодня получается, что учитель обязан только умирать под пулями выродков и упырей, которых родители не воспитали. Но остановить хамство в свой адрес и справедливо наказать ребенка – извините, клиент всегда прав – юный хам и его родители в смысле. 

Подводя итоги сказанному, чтобы стрельба и смерть невинных в школах действительно прекращалась, пора вернуть учителю его статус в обществе, статус авторитетного и уважаемого человека. И пора спрашивать с родителей, в идеале, до уголовной ответственности, за то самое преступное воспитание ребенка. 

Где-то слышала, что в ряде штатов США, если дитятко нахамило учителю и повело себя аморально – вызывают родителей и выписывают им штраф. Круглую сумму. Не люблю ссылаться на американское, но вот такая мера была бы сейчас прямо то, что доктор прописал!

Автор - педагог-психолог Рязанского колледжа электроники – специально для «Новой»
Елена ИВЧИНА