Самая спортивная поэтесса Рязани Мария Именина – о рекордах, стихах о сексе и весеннем обострении
Мария Именина – наверное, самый разносторонний среди победителей вот уже семь лет проходящего в Рязани творческого конкурса «Звуколет». На последнем она стала одним из трех призеров в номинации «Поэзия». Но до нее никто не мог похвастать, что помимо творческих устремлений активно реализует еще и спортивные – вплоть до побед на международных стартах и высших мировых достижений. Она и офицер в придачу…
Маша – живое (и очень красивое) воплощение известной фразы про то, что «в здоровом теле здоровый дух». И не менее живой укор ее известному продолжению «так не бывает – одно из двух». Оказывается, бывает, еще как бывает. Сегодня самый быстроногий лейтенант полиции Рязани Мария Именина в гостях у «Новой газеты».
От страха до триумфа
– Мария, вы недавно стали одним из победителей творческого конкурса «Звуколет» в номинации «Поэзия». Причем не с первого раза, а со второго – насколько я помню, когда впервые участвовали, поначалу только лишь вышли в финал. Часто так бывает, что люди, где-то обломавшись, сходу не достигнув успеха, потом старательно обходят это «место неудачи» стороной. А у вас привычки отступать, выходит, нет? Вообще, какой была мотивация при участии в этом творческом конкурсе?
– Первый раз я совершенно случайно попала на конкурс, потому что не очень люблю афишировать свое увлечение. В спортивных кругах как-то не комильфо «ямб от хорея отличать», поэтому всегда считала баловством свое стихоплетство. Хотя сочиняла с самого детства. А в школе наша учительница по литературе Надежда Павловна Елисеева так любила поэзию, что вдохновляла нас писать стихи и печатала нам сборники с нашими «шедеврами». У меня до сих пор лежат наши школьные альманахи, причем только из нашего класса писали стихи человек десять. Как можно было влюбить в поэзию столько недорослей – ума не приложу. Я особыми талантами не блистала, у нас были другие звезды, действительно, пишущие замечательно. У меня же в приоритете были сборы, соревнования, тренировки.
И участие в первом «Звуколете» для меня стало открытием совершенно другого мира – мира талантливых людей. Мне безумно страшно было читать стихи на публике, но никакой оценки я, честно, не ждала. Амбиций тем более не было. Вот если бы вы впервые вышли на старт пробега, сомневаюсь, что стали рассчитывать на победу – добежать бы просто дистанцию. Тут то же самое. Это прежде всего классный опыт общения, совершенно другая энергетика.
Второй раз меня специально позвали, а то я постеснялась бы прийти. И просто была рада, что мои стихи многим понравились. Так что никакой мотивации, никаких амбиций. Просто «спасибо» за возможность постоять на сцене с микрофоном в руках.
Чемпионский синтез
– Поэзия – это почти всегда хобби, денег на этом не заработаешь. Но люди, умеющие сочинять занятные стихи, редко бывают профессиональными спортсменами – навскидку даже такого и не вспомню, тем более в нашем городе. Расскажите, почему легкая атлетика и что такое стипль-чез.
– Ну, скажем так, я с самого детства «на спорте». Папа меня в три года поставил на лыжи и лет до пятнадцати я с ними не расставалась. У нас была спортивная семья, мы постоянно ездили на соревнования все вместе – даже мама спокойно пробегала десять километров и занимала призовые места. В легкую атлетику пришла уже позже. И сначала бегала дисциплины более близкие к испытаниям на выносливость и лыжным гонкам – кросс, горный бег. По юниоркам даже выиграла чемпионат Европы по горному бегу в Германии. Потом постепенно перешли на стипль-чез. Это бег по стадиону – 3000 метров с 28 препятствиями и семью ямами с водой. Олимпийский вид, очень зрелищный, кстати. Но тяжелый безумно. И, конечно, я в него влюбилась. Хотя бегала дистанции и покороче. Кстати, тренер мой, Грачев Евгений Павлович, всегда первым выслушивал мои стихи и был главным или даже единственным критиком – он и сам, хоть всю жизнь в спорте и на военной службе, пишет замечательные картины и вырезает искусно по дереву. Поэтому синтез искусства и спорта не так редок – я считаю, человек должен быть гармонично развит.
– Каков пока был главный спортивный успех за карьеру?
– Выиграла юниорский Чемпионат Европы по горному бегу. Еще – установила высшее мировое достижение в беге на 2000 метров с препятствиями.
– Еще, как я помню, вы прямо на конкурсе представились лейтенантом полиции. Как так вышло? И что, после завершения истории со спортом, будете сотрудником МВД?
– У нас, в основном, все ведущие спортсмены выступают за армию или полицию. Каждый год проводятся ведомственные Спартакиады, по накалу страстей напоминающие Олимпийские игры. Я там не только бегаю, но и стреляю на бегу (служебный биатлон), и рулю, на скорости объезжая фишки и выполняя сложные технические элементы (служебное автомобильное многоборье), и на лыжах тоже бегаю… Так что моя служба «и опасна, и трудна».
«В жизни я скромная и стеснительная»
– Ваши стихи заметно выделялись на фоне прочих конкурсантов, скажем так, смелостью тематики. Например, мало кто из девушек осмеливается так откровенно писать о сексе. Интересно, муж и вообще родня нормально к этому относятся, их это не шокирует?
– На самом деле, таких смелых стихов у меня не так много. Но они мне нравятся, если честно. Писать я их начала уже после замужества, если что. Так что, это, наверное, муж виноват. Шучу. В жизни я довольно скромная и стеснительная. И если свекрови прочесть мои стихотворения, то она ни за что не поверит, что это написала Маша. Мама как-то прочла разок и сказала, что ей за меня стыдно. Просто к жизни с возрастом стала относиться проще что ли, с юмором. Вот и стихи такие получаются.
– Помимо стихов на смелые темы, есть и стихи, рассказывающие об откровенно фантастических сюжетах, вряд ли происходивших на самом деле. Это что, фантазию девать некуда?
– Я даже не знаю насчет фантазии, просто бывает, прочтешь какой-то интересный сюжет, в жизни над чем-то посмеешься, картинок в интернете полно с приколами – вот и вся моя фантазия.
– Кстати, почему только короткие стихи? Может, пора уже замахнуться на собственную сказку, например, по типу «Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова? Оно так и напрашивается – хорошего должно быть много.
– Ну, опять-таки к своему увлечению я отношусь довольно скептически. Если есть вдохновение – пишу, а нет – не расстраиваюсь. Написать что-то большое, стоящее – это огромный труд и, естественно, талант. Может быть, в старости и займусь этим, если ничего другого не придумаю.
Когда проходит эйфория
– Многие стихи ироничные, с подковыркой – из поэтов-современников сразу на ум приходят для сравнения Игорь Иртеньев, Дмитрий Быков, Леонид Каганов. Вам самой кто из современных поэтов нравится и почему?
– В интернете читаю стихи Солы Моновой и Евгении Лисенковой. После конкурсов открыла для себя и рязанских поэтов. Глубоко не копаюсь, если честно. Читаю то, что попадается на глаза, и если «заходит», то слежу за творчеством. Хотя искусство обожаю в любом проявлении, у талантливых людей какая-то особая энергетика, и я кайфую, находясь рядом, и вдохновляюсь тоже. Поэтому нередко пишу стихи, как говорится, «на волне» – начитавшись, наслушавшись, впечатлившись, влюбившись.
– А собственные стихи нравятся? Хотя бы некоторые… Что-нибудь из стихов-любимчиков можете назвать, чтобы в газете напечатать?
– Собственные стихи мне обычно нравятся дня три после написания. Потом эйфория проходит и кажется, что это очередная ерунда. Но мне нравится, когда люди читают и комментируют, дают обратную связь. Тогда мой интерес к стихам снова подогревается.
Так что назвать что-то конкретное не могу. На конкурсе «зашли» стихи иронические, а мне в последнее время нравятся лирические. В общем, вдохновение – барышня капризная и изменчивая, хотя муж говорит, что во всем виноваты весенние и осенние обострения.
***
В цвет сиреневых люпинов
разукрашу новый день.
Загадала я мужчину,
а достался мне олень.
Экземпляр довольно редкий.
На весь мир – десяток душ.
Это мне сказала Светка,
у нее олень был муж.
Светка хоть и продавщица,
но по фауне знаток,
у нее вид светской львицы
и тигровое пальто.
Мир животных интересен,
только разве я Дроздов?
И квартирный мир стал тесен
для копыт и для рогов...
Разукрашу в цвет сирени
жизнь веселую свою.
Завтра выгоню оленя...
и найду себе свинью.
***
Осень, пьяная блудница,
чуть смущается багрянца...
То ль влюбиться, то ль напиться,
то ль к соседу постучаться.
У соседа в коридоре
запах жареной картошки.
Мне б сейчас сидеть на море
и мочить бы в море ножки.
В море плавают селедки,
как в тарелке у соседа.
Жизнь качается как лодка
и несется как торпеда...
Но сказал сосед: «Не надо
распускать соплей мне, Маша!
Жизнь она дается в радость,
жизнь – она такая ж чаша!
Хочешь солод лей ячменный,
хочешь – сок из апельсина,
хочешь лей рассол соленый
и хлебай с кислющей миной.
Хочешь – виски, хочешь – колу,
чай на липовом настое,
кофе пряного помола
иль винишко молодое.
Только меру знать не лишне.
Жизнь – она ж картинки краше!
Под себя пока не ссышься –
Надо жить красиво, Маша!»
Анатолий Обыдёнкин