Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№22 от 20 июня 2013 г.
Закон закатали в асфальт
В Рязанской области очень легко расстаться с собственностью и очень трудно ее вернуть


 
Вот представьте себе: есть у вас дачный участок со строениями. Наведываетесь вы туда редко, и в один прекрасный момент узнаете, что участок уже вам не принадлежит, и там хозяйничают другие люди. Вы бежите в суд, в полицию, в результате оказывается, что участок со строениями уже продали пять раз. Суд выносит решение вернуть вам участок, тем временем те, кто хозяйничает на вашей земле, сносят дом, баню, сарай и заявляют, что уходить никуда не собираются. Но так и быть, готовы пойти навстречу и выкупить участок по бросовой цене. Бред? Ничуть.
 
Подозрительная доверчивость
 
Девять лет назад, в 2004 году, гражданка РФ Ирина Васильева приобрела на торгах недвижимость в Спасском районе у ст. Проня в виде участка земли площадью 31650 кв.м (земли поселений, с кадастровым номером 62:20:0043001:0009) и десять строений, расположенных на нем. Был разработан бизнес-план, но в силу жизненных обстоятельств и нагрянувшего в Россию финансового кризиса использовать тогда земельный участок по назначению не удалось, проект по использованию участка был заморожен.
 
А спустя пять лет, в 2009-м, в Спасский отдел Управления Росреестра по Рязанской области обратился с заявлениями о регистрации сделки купли-продажи некий гражданин, назвавшиеся Алексеем Кирсановым. Он выступал в роли «продавца» того самого земельного участка и строений, принадлежавших Васильевой, на основании некоей доверенности, полученной в Москве. Потом уже выяснилось, что нотариус Екатерина Олеговна Мельниченко, которая якобы заверила этот документ, доверенности такой не выдавала и в глаза не видела. В роли первичного покупателя выступал вроде бы некий Андрей К. Вроде бы, потому что доблестные органы до сих пор следы «Кирсанова» не обнаружили, а «Андрей К» объяснить, у кого именно и зачем он купил этот участок, соответствующим органам не смог. И вот на основании липовой доверенности и, по всей вероятности, липового паспорта, рельсовый путь, здание лаборатории, склад ГСМ, битумохранилище, весовая лаборатория, мазутохранилище, асфальтовая площадка и сам участок, на котором это добро располагалось, резко поменяли хозяина. Причем цена сделки составила всего 3 миллиона рублей, что по оценке экспертов раз в десять меньше реальной стоимости.
 
Чехарда продаж
 
Ах, какое «совпадение»: ни у кого из должностных лиц Спасского отдела Управления Росреестра по Рязанской области подобная сделка не вызвала даже тени сомнения. В дальнейшем те же должностные лица, ссылаясь на инструкции, закроют глаза на многие обстоятельства, в том числе на то, что в поддельной доверенности от имени Васильевой, представленной «продавцом» для регистрации, был указан неверный кадастровый номер земельного участка (в нем отсутствовали три цифры)!
 
Всего-то и требовалось позвонить московскому нотариусу, уточнить, числится ли под данным реестровым номером доверенность, представленная злоумышленниками. Но не позвонили! Позднее это сделали оперативные сотрудники и сразу получили по телефону ответ, что такая доверенность нотариусом не выдавалась.
 
Как же так? Сталкиваясь с требовательными сотрудниками Росреестра при бытовых сделках купли-продажи недвижимости, кажется удивительной высокая степень их доверия к «Кирсанову».
 
В дальнейшем земля и строения по цене от 3 до 5 миллионов рублей перепродавались три раза, пока «хозяином» ни стал некто Алексей Оськин. И лишь в прошлом году, когда Ирине Васильевой понадобилась справка о принадлежащем ей имуществе, и она обратилась в Управление Росреестра по Рязанской области за ее получением, только тогда и обнаружилось, что она стала жертвой мошеннической комбинации. Представляете, что пережил человек, неожиданно понявший, что его давно обокрали?
 
Что возьмет верх: закон или понятия?
 
И что, когда афера вскрылась, то собственность вернулась к владелице? Как бы не так!
 
Когда стало ясно, что земельный участок и имущественный комплекс рыночной стоимостью почти в 30 млн руб. увели средь бела дня простым росчерком пера, пострадавшая добилась возбуждения уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. Но дело №12012190071 скоренько приостановили в следственном управлении УМВД РФ по Рязанской области, мотивируя свое решение… невозможностью установить лиц, причастных к совершению преступления.
 
Вроде бы все налицо: доверенность подложная, обстоятельства хищения недвижимого имущества у Васильевой установлены, фигуранты известны, Спасским районным судом Рязанской области 15.06.2012 г. наложены аресты на совершение регистрационных действий, а также запрет на пользование и распоряжение кем бы то ни было данным земельным участком и объектами недвижимости... Однако потерпевшая Васильева так и осталась потерпевшей, а на земельном участке, несмотря на определение суда, с максимальной нагрузкой работает… импортный заводик по производству асфальта.
 
Очень трудно объяснить тот факт, что все те же чиновники Спасского отдела Управления Росреестра по Рязанской области, зная о возбужденном уголовном деле (допрашивались в качестве свидетелей), нарушая определение суда о наложении ареста, в январе 2013 года выдают компании ООО «АльянсДорСтрой» кадастровый паспорт за №62:20:0040102:1070 для сооружения «транспортабельного АБЗ» – асфальтобетонного завода, расположенного на арестованном земельном участке, на землях поселений! 
 
Необъяснимы и многие другие факты выдачи согласований и разрешений государственными органами на деятельность этого подозрительного завода, расположенного на земле, похищенной у Васильевой уже после наложения судом запрета «пользоваться и распоряжаться» этой собственностью.
 
Тьфу на российские законы?!
 
Тринадцатого июня мы прибыли с судебным приставом-исполнителем на место событий. Поначалу охранник не хотел допускать на территорию земельного участка пристава и ответственного хранителя имущественного комплекса и начал с кем-то созваниваться. По его репликам было понятно: на том конце «провода» запрещали пускать на территорию «посторонних». Кое-как прошли.
 
Представитель организации (главный инженер?) Эдуард пытался изобразить удивление и отстоять «права» своих хозяев. Однако пристав быстро разъяснил ему требования закона, заводя своими вопросами в тупик:
 
Пр.: Скажите, пожалуйста, Эдуард, почему на арестованной территории производятся работы?
Э.: На данный момент мы производим асфальт.
Пр.: На каком основании вы производите здесь асфальт?
Э.: По согласованию… У нас есть договор аренды.
Пр.: А как вы думаете, что важнее – решение суда или договор аренды? Что имеет более высокую юридическую силу?
Э.: Ну, я так понимаю, решение суда.
 
А в это время в присутствии судебного пристава-исполнителя по территории земельного участка вовсю пылили трактор-погрузчик, самосвалы, суетились рабочие. Нами было зафиксировано, что, несмотря на «старания» ООО «АльянсДорСтрой» (нынешнего «пользователя» участка и собственника заводика), среди гор песка и асфальтовой крошки сохранились ранее принадлежащие потерпевшей постройки и объекты, некоторые из которых частично разрушены либо засыпаны горами песка. Съезжать с украденной земли заводик явно не собирается, уж больно удачно месторасположение...
 
Откуда наглость?
 
Что же получается? Похищенный у потерпевшей участок земли «охраняем» законом, но незаконно занят компанией ООО «АльянсДорСтрой», решение суда об аресте злостно нарушается, здания частично разрушены или завалены горами песка, а асфальтовый заводик активно вырабатывает продукцию для дорог Рязанской области. К уголовной ответственности никто не привлечен, дело приостановлено, истцу Васильевой Спасским районным судом Рязанской области отказано в признании права собственности на ранее похищенные объекты имущественного комплекса, которых суд просто «не увидел». То есть частично разрушенных сооружений и зданий, имеющих отдельные кадастровые номера и составляющие главную стоимость имущественного комплекса, вроде как и не было вовсе. Согласимся, баню уже найти не удалось!
 
Почему участники этой схемы ведут себя нагло, почему ничего не боятся? Здесь, наверное, большую роль играет то, что на украденной земле расположили объект, завязанный на дорожное строительство. Заводик делает асфальт для ремонта автодороги «Ряжск – Касимов – Нижний Новгород», а это миллиарды денег федерального бюджета, освоение которых проходит под чутким руководством первых лиц области. 
 
Вряд эти самые «первые лица» в курсе, что земля под одним из объектов краденая, однако шишкам районного масштаба, которые встроены в аферы более крупных шишек, порой начинает казаться, что они неприкосновенны так же, как их боссы рангом повыше. Плачевное заблуждение.
 
Ирина СЕМЁНОВА, Роман СИВЦОВ