В советское время репетиторство было престижным, но полулегальным поприщем
Экзамены – это волнение, граничащее со стрессом, не только для школьников, абитуриентов и студентов. Своя доля напряжения достается и преподавателям. Тем более, если член приемной комиссии перед днем «Х» несколько месяцев, а то и лет готовил к этому испытанию жаждущего знаний юношу или девушку.
Мажоры и льготники
В Советском Союзе, конечно, не было никакого ЕГЭ, но люди, натаскивавшие ребят перед поступлением в вузы, безусловно, существовали.
Мой дед был одним из лучших в Рязани репетиторов по физике. Прекрасное знание предмета позволяло ему достойно зарабатывать, правда, с детей из небогатых семей деньги за свои уроки он не брал. Другое дело – отпрыски состоятельных родителей, за работу с которыми можно было получить приличное вознаграждение.
Владимир Николаевич принимал своих учеников дома, в маленькой комнате для занятий висела доска цвета какао, слегка заправленного молоком. На полках рядом с рабочим столом стояли стеллажи с учебной литературой, подшивки специализированного журнала «Квант», заботливо переплетенные в огромные тома, и разложенные на несколько кучек номера ежемесячника «Физика в школе», где дед иногда печатался.
Налоговая легенда
Такая индивидуальная трудовая деятельность в 60–70 годы прошлого века носила полулегальный характер. Родители абитуриентов, жившие в областных и республиканских центрах, знали, что есть возможность нанять репетитора. Но эта грань учительского труда официально не афишировалась, так как доход подобных специалистов, как правило, проходил мимо фискальных органов. Правда, дедушка рассказывал моей маме, что благодаря своим знакомствам среди налоговиков он каким-то образом легализовывал свои заработки. Но эта история скорее походит на семейную легенду, тем более что подтвердить или опровергнуть ее сейчас некому. Мои родные люди уже давно пребывают в лучшем мире.
Биологический либерализм
В умении готовить ребят к экзаменационным испытаниям моя бабушка не сильно отставала от деда. Несколько десятилетий, практически до глубокой старости, она занималась с абитуриентами биологией. Так как с апреля по сентябрь Лидия Дмитриевна жила на даче в Ситниках, уроки довольно-таки часто проходили именно там, в доме, окруженном цветущим садом и благодатным огородом. Много лет бабушка работала в приемной комиссии нашего сельскохозяйственного института. К поступающим относилась достаточно либерально и снисходительно. За все время общения с будущими агрономами, зоотехниками и бухгалтерами на вступительных экзаменах поставила всего три двойки.
А меня, любимого внука, сызмальства пыталась посвятить в премудрости биологии. Систематику растительного и животного мира я усвоил достаточно быстро, но вот решать задачи по генетике и отличать гомозиготные гены от гетерозиготных так и не научился.
Денис ПУПКОВ