За эти годы он сыграл свою музыку в Америке, Европе и Австралии, на стадионах и в концертных залах – гигантское турне вместило триста концертов. Выступление в Стокгольме завершило не только этот гигантский тур – оно завершило концертную карьеру Элтона Джона, которая продолжалась пятьдесят лет. Больше выступать он не будет.
Элтон Джон. Фото: Aktuelle Nachrichten online
Имя Элтон Джон не настоящее, это псевдоним, и это знают все или почти все. Но не все знают, что в этом псевдониме между именем и фамилией есть еще и второе имя – Геркулес. Элтон Геркулес Джон – так маленький пианист, имевший пристрастие к высоким каблукам и ярким пиджакам, назвал себя, начиная свою музыку, свои концерты и свое странствие по жизни, в начале которого он был безымянным сессионным музыкантом, а потом – и быстро – превратился в рок-звезду, летающую с концерта на концерт на собственном «Боинге». Может быть, вторым именем он оповещал самого себя и окружающих о своих могучих силах, хотя наверняка тут была и ирония; а может быть, этим именем он посылал привет строгим людям, которые после прослушивания не приняли его в выдающуюся группу King Crimson.
Как бы там ни было, Элтон Геркулес Джон сел за рояль и выдал звук, в котором было все, что нужно для жизни: энергия, чувство, любовь, нежность, грусть.
В гитарный и барабанный мир рок-н-ролла он въехал за своим огромным роялем, который выдавал точные, быстрые, изящные пассажи, волнующие и прекрасные. При этом он за классическим, дорогим, концертным роялем оставался рок-н-ролльным музыкантом, полностью, сто процентов рок-н-ролльным, заведенным на все сто пять оборотов, выдающим концентрированный драйв. Иногда драйва в нем было столько, что черных и белых клавиш не хватало, чтобы дать ему выход, и тогда Элтон Джон несся по сцене на своих огромных – не меньше тридцати сантиметров – каблуках (как он с них не падал?) и совершал прыжки в стиле Джерри Ли Льюиса. Он в прыжке летел к роялю, в серебристом комбинезоне и серебряных туфлях, руками вперед, так, что ноги его взлетали выше головы – впавший в экстаз пианист, никогда, однако, не терявший класса своей игры.
Фотографы очень любили эти моменты. Есть множество фотографий, запечатлевших Элтона Джона, летящего к роялю по воздуху, причем ноги его еще летят, а руки уже лежат на клавиатуре и с невозмутимой легкостью выдают быстрый и изящный звук.
Фото: Rolling Stone
Но Геркулес не был музыкальным спортсменом, трюки которого потрясают больше музыки. Элтон Джон, сидевший на вертящемся стуле у рояля с четырех лет и начавший учиться в консерватории в одиннадцать, был настоящим, хорошо образованным, хорошо обученным пианистом, которые приносил в рок сложное сознание и мастерство классического музыканта. Он поднимал рок из его примитива к высоким гармониям, делал его многообразным, текучим, виртуозным, классным. Он был среди тех музыкантов – Emerson, Lake and Palmer, Jethro Tull, Procol Harum и еще другие – которые вытаскивали рок из его андерграундных подвалов, очищали его от запаха пива и слова fuck и делали из него высокую, чистую и качественную музыку.
Для этого нужны были не просто дикие крики в микрофон (хотя Элтон и это умел, и еще как, его горловой крик покрывал огромные залы), не просто все эти присказки «bip-bop-yeah» и стоны «baby I love you», на высоте музыки нужна была поэзия, и Элтон получил ее по почте, когда Берни Топин стал присылать ему свои стихи.
Удивительным образом – точнее сказать, чудом – совпали во времени и пространстве эти два человека, которые проработали вместе почти полвека и выдали миру десятки вещей, в которых звук и слово сливались воедино в прекрасном синтезе.
Они рассказали свою историю – историю двух молодых провинциалов, приехавших в Лондон – на альбоме Captain Fantastic and the Brown Dirty Cowboy, невероятная обложка которого показывала, что собой представляет бурный, искристый, бравурный, безумный, легкомысленный мир, в котором жили оба.
Элтон, птички, монстры, горгульи и прочие веселые создания мира психоделии ждут тебя у рояля! Художник Алан Олдридж, 1975 год
Этот мир был ярким и пестрым, и Элтон Джон часто выглядел так, как будто его с утра пораньше осыпали целым ведром конфетти и раскрасили в десять кистей двадцатью красками. Его цветные пиджаки от Версаче – красный, желтый, зеленый – светили почище светофоров, в ухе его сияла капля золота, его соломенные волосы периодически стояли дыбом, его блузы были усеяны звездами и золотыми нитями, оттисками листьев и отпечатками губ. Его очки – сколько их у него было? сотни? – то оказывались огромными стрекозиными глазами, то узенькими черными полосками пластика с оранжевыми стеклами; он водружал на лицо сооружения из белой пластмассы, завязанные узлами по углам, и носил толстые голубые оправы, усеянными цепочками звезд. Он то появлялся на людях в очках, стекла которых были алыми сердечками, то весело носил на лице маленькие иллюминаторы подводной лодки. Он развлекался в этих пиджаках и очках, это был его стиль, это был его драйв, во всех этих ярких мелочах выражалась его музыкальная, брызжущая мелодиями душа и его свобода.
Но этот яркий человек в цветных оправах и огромных пиджаках знал боль – такую боль, которую трудно вынести.
Посреди своего жизненного пути он потерял голос, вернуть его удалось только с помощью хирургических операций. Он страдал не только от своей боли, от депрессий, когда не мог петь и сочинять, но и от боли других людей, от боли больного СПИДом мальчика, узнав про которого, он не мог спать и не мог жить, и поэтому помогал мальчику всеми своими деньгами, а когда тот умер, создал фонд помощи, чтобы помогать другим больным людям. Эту боль потери, уже приглушенную, уже вошедшую в берега, уже подчинившуюся этикету и гармонии музыки, он выразил в новой версии своей старой Candle in the Wind, которую живьем спел единственный раз в жизни, на похоронах принцессы Дианы. И в этой музыке он выразил свою печаль – и печаль всей Англии.
Фото: Михаил Разуваев / Коммерсантъ
Его прощальное турне, растянувшееся почти на шесть лет и на дюжину стран, имело название Goodbye Yellow Brick Road. Альбом с этим названием был удивительным переживанием для мальчиков рок-поколения не только в Лондоне, но и в Москве. С замиранием сердца открывали они этот альбом и рассматривали картинки, как всегда у Элтона, сияющие яркими красками, забавные, ироничные. Но в музыке, которой открывался двойной альбом, не было ничего забавного и ироничного – много позже Элтон Джон сказал, что, сочиняя эту музыку, он думал о том, какой должна быть музыка на его похоронах. В это время ему было 26. Эта двойная вещь Funeral for a Friend / Love Lies Bleeding сразу возносила того, кто слушал, на торжественные и драматические вершины, где жизнь открывалась во всей своей бурной сложности и героической красоте. Симфоническое звучание, созданное синтезатором ARP2500 и шедшее из мощных колонок, потрясало. И как четко, как патетически и возвышенно звучит в потоке мощного звука его рояль.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Наши страницы в соцсетях