Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№37 от 20 сентября 2012 г.
А ты купи слона
 В рязанских школах появилось весьма спорное нововведение


 
Помните эту бестолковую детскую игру-перебранку, когда один из играющих на любую реплику другого все время повторял: «А ты купи слона»? С одной стороны, эта игра развивала способности к аргументации, а с другой – провоцировала конфликты. Почему я ее вспомнила? Сейчас объясню.
 
Согласитесь, эта фраза «купи слона!» – навязывание слона тому, кому он совершенно не требуется, ну если только ты не проживаешь в Индии или Африке. Вот нам недавно навязали, по сути, этого пресловутого слона, т.е. услугу, которой мы обязаны пользоваться. Мы – это жители Рязани, чьи дети – школьники. 
 
Слышали про переход всех школ на безналичную систему оплаты питания? Она уже введена, причем, как в нашей стране практикуется, по «заявкам трудящихся». У меня это нововведение породило массу вопросов. 
 
Ну, во-первых, как к этой инициативе относиться? Если к началу нового учебного года наше министерство образования озаботилось вдруг введением безналичных платежей, проделало колоссальную работу: провело так называемый тендер (выбор подрядной организации), заключило договор и т.д., и т.п., значит, эта проблема одна из самых острых и первостепенных для городских образовательных учреждений города? Вот тут не в бровь, а в глаз – ничего актуальнее точно придумать невозможно. Все остальное-то в школах в полном порядке: и туалеты идеальные, и раздевалки, и школьные площадки глаз радуют, и крыши не текут, я уже не говорю про новейшие столы и стулья, а также окна и двери. (Это сейчас сарказм был!)
 
Идем дальше. Вопрос второй и не менее интересный. Нижегородская фирма, которая выиграла тендер, осуществляет техническую поддержку безналичных платежей и системы заказов питания. А саму услугу по питанию оказывают столовые непосредственно в школах. То есть деньги за обеды родители перечисляют на лицевой счет ученика, который обслуживает эта самая нижегородская фирма. Почему? И зачем этот посредник? Ни одному ресторатору не придет в голову идея отказаться от оплаты счетов за обеды, а привлечь для приема денег посредника. Я уже не говорю о том, что любая услуга в коммерческой организации имеет свою стоимость. Ну не безвозмездно же они эти деньги собирают, а потом переводят на счета столовой!?  
 
Я прошла весь этот тернистый путь, чтобы просто ребенка в школе кормили.
 
А цепочка-то длиннющая выстраивается. Итак.
 
Шаг первый: идем в школу к терминалу (другой путь оплаты практически невозможен: ни через другой терминал, ни через банк. Подрядчик объясняет, что эта процедура займет кучу времени, и ребенок денег на своем лицевом счете долго не увидит. Недели две-три, по их мнению). Возле нашего терминала вместе со мной томились в ожидании родители остальных учеников. Напоминаю, терминал один на всю школу.
 
Шаг второй: отстояв приличную очередь, вам может повезти, и деньги для оплаты питания поступят на лицевой счет вашего ребенка (а может не повезти, так как система от нагрузок часто зависает. Сама имела такое несчастье. Перевести деньги удалось со второй попытки. Для этого пришлось в школу ехать еще раз на следующий день).
 
Шаг третий: этот шаг делают не родители, а классные руководители. До 9.00 каждого учебного дня им необходимо составить заявку по количеству тех учеников, которые сегодня будут питаться в столовой (т.е. снять уже заранее проставленные галочки в компьютере, зайдя под своим логином и паролем на сайт). И вот тут есть засада: если с утра ребенок не дай бог заболел и не пошел в школу, а родитель забыл сделать звонок классному руководителю или просто не смог вовремя до него дозвониться, ваши денежки за этот день снимутся автоматически с лицевого счета ребенка. И уже никогда вам не вернутся! Объяснение от подрядчика простое: продукты были на ребенка заказаны, еда приготовлена, значит, услугу надо оплачивать!
 
Представьте себе, что такую забывчивость вы позволили себе несколько раз за учебный год. Те самые 60 рублей (стоимость школьного завтрака + обеда) будут умножаться на количество не сделанных вовремя звонков педагогу и попросту исчезать из вашего кошелька. Забыли три раза – минус 180 рублей, ну а если раз пять – 300 рублей в подарок посреднику. Это уже из разряда благотворительности. Путем нехитрых подсчетов можно предположить, что в каждом классе и в каждой школе города такие случаи будут. 
 
Тут стоит упомянуть еще и о двух пластиковых картах – одну выдадут каждому ребенку на горячее питание, второй можно пользоваться в буфете (дополнительно деньги на вторую карту родители кладут по своему усмотрению). Здесь вступает в силу простой человеческий фактор. Дети могут эти карты периодически терять. А восстановить их можно будет только платно – 100 рублей за штуку. Так что на всякий случай приплюсуйте еще и эту сумму.
 
Что будем делать, товарищи?
 
Вот тут самое время вспомнить про слона. Многим родителям такая услуга кажется сомнительной. Она не упрощает жизнь и без того занятого родительского сообщества. Она навязывается, так как отсутствует альтернатива. А те доводы, которые приводятся в пользу нововведения, дескать, «будет отсутствовать контакт с деньгами у детей и обслуживающего персонала» тоже не идеален. Просто надо мыть руки перед едой (что, кстати, в школах почему-то не принято). 
 
По правде говоря, я не против нововведений! Все, что облегчает нам сейчас жизнь, приму на ура! Только новаторам надо быть последовательными и не отрываться от жизни! В российских школах не с этого надо начинать, поверьте! 
 
А то все: «Купи слона, купи слона!»
 
P.S. Хочется посочувствовать и педагогам. Представьте только, что каждое утро, когда они собираются на работу, им звонят, чтобы сообщить, что сегодня Петя Иванов не будет завтракать, Вася Сидоров – обедать, а Оля Петрова заболела. Нужно всё это зафиксировать и бежать в школу к пресловутому компьютеру с выходом в интернет (в нашей школе, например, он такой пока один), стоять в очереди таких же несчастных классных руководителей, чтобы внести все данные. Прибавьте к этому заполнение электронных журналов и дневников (тоже нововведение!) дополнительно к тем, что уже пишутся от руки. Товарищи министры, а где же учителям найти время на общение с нашими детьми? Почему вы всегда хотите «как лучше», а получается – как всегда?
Ева РЫБНИКОВА