Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№36 от 20 сентября 2018 г.
В божественном замкнутом круге
 Театр «Переход» отметил тройной юбилей спектаклем о борьбе с собственными бесами

За долгие годы нашего знакомства с режиссером Геннадием КИРИЛЛОВЫМ в моем «рабочем портфеле» накопилось немалое количество интервью по самым разным поводам. Каждые пять лет к ним, вполне ожидаемо, прибавлялось интервью юбилейное. И вот снова красивая дата. Причем красивая втройне! 12 сентября в студенческом театре РГУ имени С.А.Есенина «Переход» отпраздновали тройной юбилей: 75-летие бессменного худрука «Перехода» Геннадия Кириллова, 50-летие его творческой деятельности и открытие 20-го театрального сезона. Однако на этот раз мы решили отойти от привычного формата беседы «на заданную тему». И просто предоставить юбиляру возможность высказаться. И как истинный режиссер Геннадий Дмитриевич сделал это через спектакль, выбор которого оказался символичен.



Само название спектакля, показанного на открытии сезона: «Я скучаю по тебе» – звучит как признание. С этими словами театр словно обращается к любимому зрителю. Да и поклонники «Перехода» за время летнего перерыва, наверное, соскучились не меньше.

Символично и оригинальное авторское название пьесы Александра Володина, положенной в основу спектакля: «С любимыми не расставайтесь!» Это восклицание, выстраданное, с болью и страстью звучащее в течение всей постановки, становится посланием от режиссера. Не расставайтесь с дорогими людьми. Берегите добрые отношения. И, самое главное, не изменяйте себе. И не расставайтесь с любимым делом. Полувековой режиссерский путь Геннадия Кириллова, линия жизни которого прочертила замысловатую кривую из Перми через Москву в Южно-Сахалинск, Омск, Фрунзе и, наконец, Рязань, доказывает, как важно сохранять верность своему призванию.

Пьеса Володина «С любимыми не расставайтесь!» – вереница бракоразводных дел, неумолимых в своей документальной правдоподобности. Процесс следует за процессом. Пары – «каждая несчастливая по-своему» – сменяют друг друга. Вопросы повисают в воздухе. Ответы звучат с суровостью приговора.



Такому мозаичному нервному строю текста соответствует и ритм спектакля. Мужчины и женщины мечутся в хаотичном броуновском движении. «Отталкиваются» вопреки всем законам. Бросают резкие обидные фразы:

– Мы с супругой не соответствуем ни по культурному уровню, ни по чему.
– Я не пью, а выпиваю!
– Зачем женился? Дурак был!

Но с появлением судей замирают, рассаживаются полукругом, оказавшись перед зрителями, как перед присяжными. Все действующие лица (а их больше двадцати) на протяжении спектакля не сходят со сцены. Они все – и ответчики, и истцы. Но ответ они держат, прежде всего, сами перед собой. И перед «второй половинкой» – человеком, который еще недавно был близок и так любим.



Поэтому и судебный процесс в этой постановке больше похож на исповедь, борьбу с собственными бесами. Ревность, подозрения, предательство – семейный союз может рухнуть в одночасье. Найти точку опоры помогают судьи (Александра Аверина, Вячеслав Журавлев). Их в спектакле (вопреки пьесе) тоже два, тоже пара. Но предстают они не казенными блюстителями закона, а представителями иной – «небесной» – канцелярии. В ткань спектакля режиссер включает поэзию Кочеткова, Рождественского, Евтушенко, Ахмадуллиной, Дементьева, Вознесенского. И эти – почти молитвенные строки – звучат в исполнении судей, как наставление от мудрых вершителей человеческих судеб.

Спасение наше – друг в друге,
в божественно замкнутом круге…

Постановка лишена бытовой приземленности. Из реквизита – всего лишь несколько предметов, не претендующих на какую-либо историческую реконструкцию. И «главная роль» здесь, конечно, у чемоданов – немых свидетелей всех разбегающихся, разъезжающихся, одиноких… В таком открытом пространстве все внимание сосредотачивается на человеческих историях. Каждое дело – скрытая пружина боли. И молодые артисты «Перехода», играя не эпизоды, а судьбы, соединяют их в одну человеческую биографию. В ней есть все: встречи и расставание, любовь и нелюбовь, смех и слезы. Появление Валеры (Кирилл Шишов), фееричного шоу-ведущего, заставляет зал хохотать. Екатерина Сулица в роли женщины, сражающейся с «почти капитальной перегородкой», тонко балансирует на грани цирковой эксцентрики, затрагивая самые чувствительные струны зрительского сердца. А надрывный дуэт Кати и Мити (Виктория Семина, Роман Кудяков) банальную историю развода возвышает до уровня высокой трагедии.



В репертуаре театра «Переход» есть несколько пьес Володина, которые сегодня уже вошли в золотой фонд отечественной драматургии. И кроме него Шекспир, Кокто, Вампилов, Чехов, Платонов, Есенин, Разумовская, Шукшин. Признанные авторы, громкие названия, способные украсить афиши самых солидных театров. Ставить перед собой высокую планку и воспитывать молодых зрителей и артистов в лучших традициях русского театра – этой задаче Геннадий Кириллов посвятил всю жизнь. Так что нехватки в словах благодарности на юбилейном вечере в честь мастера не ощущалось. 

Свою признательность режиссеру выразили заместитель председателя правительства Рязанской области Лариса Крохалева, министр образования и молодежной политики Рязанской области Ольга Щетинкина. С поздравлением от родной alma mater выступил ректор РГУ имени С.А.Есенина Андрей Минаев и, пользуясь случаем, еще раз озвучил давнюю мечту театра: вырасти из студенческого статуса до, возможно, муниципального. Наверное, и правда пришло время ПЕРЕХОДить за рамки. Само название обязывает.

Фото: Эльвира ВОРОНИНА и Вероника АЛПАТОВА
Вера НОВИКОВА