Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№41 от 20 октября 2011 г.
Беги, белка, беги!
Рязанские власти приглашают нас в иллюзорный мир чистых дворов и цветущих сел. Зачем?..



Так уж повелось, что любимое занятие российской власти на всех ее уровнях – не только действовать, но и говорить и даже думать от имени всего народа вне зависимости от его убеждений и уровня жизни.

В начале октября на улицах Рязани и большинства райцентров области появились большие рекламные плакаты с аршинными надписями на фоне идиллических фото – «за чистый город» (возрождение села, качественные коммунальные услуги и т.д.).

Автор столь оригинальных суждений на баннерах не указан, но судя по масштабности кампании нетрудно догадаться, какая политическая сила обладает такими мощными финансовыми возможностями и «креативным» подходом.

Нереальная экономика

Руководители рязанского региона еще со времен лихих 90-х кардинально не меняли своих приоритетов.

Логика у наших функционеров проста – чтобы удержаться на посту и обеспечить безбедное существование соб-ственному окружению, основную часть своего влияния (а главное, казенных денег!) нужно употребить на поддержание властных структур, обеспечение уровня безопасности, устраивающего основную часть общественности, и конечно же, поддержку социальной сферы (больниц, школ, детских садов, пенсионеров и малоимущих).

На фоне такой трогательной заботы о страждущем населении очень органично смотрятся разного рода субботники и месячники по благоустройству, которые преподносятся чиновниками как неоценимый вклад в социальное развитие населенных пунктов.

Самое любопытное и печальное в этом достаточно сухом перечне приоритетов то, что у региональной власти (с какой бы партией она не ассоциировалась) отсутствует осязаемый интерес к развитию национальной экономики и особенно ее реального сектора, то есть предприятий, производящих материальную продукцию. 

Занимай и властвуй

За последние несколько лет только в Рязани фактически прекратили работу такие флагманы отечественной промышленности как комбайновый завод, химволокно, «Красное знамя», завод автоагрегатов (ЗИЛ). Печальный список можно продолжать с учетом предприятий, работавших в районных центрах области: Скопине, Сасове, Касимове.

В начале своего правления губернатор Олег Ковалев много говорил о подъеме стройиндустрии, сельского хозяйства, строительстве крупных цементных и кирпичных заводов, огромных птице- и свиноферм, растениеводческих комплексов.

Но где сейчас эти «задумки века?»

Ответ на этот вопрос одновременно сложен и прост. Прост, потому что практически ничего из обещанного так и не было сделано. Сложен, так как все эти прекрасные идеи особо никто и не рвался претворять в жизнь. Все перечисленные выше зоны «повышенного внимания» региональных властей – соцсфера, содержание управленческого аппарата, безопасность, различные формы показательного благоустройства, прежде всего, требуют немалых бюджетных расходов. Рязанская область – изначально дотационный регион и, как уже писала «Новая» (№39Р от 06.10 с.г.), очень зависит от федеральных субсидий и кредитов.

Из чего напрашивается вывод: губернаторской команде гораздо легче и удобнее наращивать долги, чем искать новые подходы в формировании доходной базы бюджета.

Глава региона не смущается выступать в роли вечного просителя в коридорах федеральных ведомств и, видимо, считает себя крупным лоббистом, выбив очередные несколько сот миллионов на строительство дороги, новой библиотеки или расселение ветхих домов.

Но без мощного, поступательного развития промышленности, создания тысяч рабочих мест на территории региона, повышения налогооблагаемой базы для наращивания доходной части бюджета, такая бурная деятельность Олега Ивановича сотоварищи – это не более чем иллюзия, сравнимая с забегом белки в колесе. Вот только колесо, правда, вращается на одном месте.

Транши и яйца

Есть ли альтернатива у этой сомнительной практики? Безупречные и однозначно чудодейственные рецепты в рамках отдельно взятой публикации дать сложно, однако за примерами эффективного госменеджмента главе региона и его соратникам не нужно ехать в заграничные дали.

Власти Пензенской, Калужской, Белгородской областей уже не первый год успешно налаживают конструктивное взаимодействие с бизнес-структурами, например, за счет совместного освоения свободных индустриальных площадок. Схема не отличается замысловатостью – регион финансирует подвод к участку всей коммунальной инфраструктуры, а бизнес вкладывает деньги в развитие территории, строительство новых заводов, ферм, логистических центров. 

А вот если проанализировать повестку дня хотя бы последних пяти заседаний рязанского регионального правительства, то на обсуждение господ министров выносятся поистине животрепещущие вопросы: от получения и освоения федеральных денег до необоснованно завышенных цен на куриные яйца. Но вот дискуссий не о том, как больше тратить, а о том, как лучше зарабатывать, там не услышишь. 

Вторит губернатору и мэр Артемов. В своем недавнем отчете о деятельности администрации за первые шесть месяцев 2011 года Виталий Евгеньевич заявил: «Администрация города активно решает вопросы повышения эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне управления, рассматривая эту деятельность как стратегически важную в ближайшей и среднесрочной перспективе».

А пока власть предержащие навязчиво приглашают нас в свой иллюзорный мир рекламных плакатов. В этой чиновничьей вселенной дворы ухожены, в деревнях есть газ и интернет, коммунальщики оказывают сказочные услуги, а по ту сторону виртуальной реальности рядовой избиратель мечтает, чтобы власть своими лозунгами и заклинаниями не мешала ему думать о сегодняшнем и завтрашнем дне. 
Отдел экономики