Чем рязанское облправительство может ответить на недвусмысленные намеки воротил маршрутного бизнеса
14 октября состоялось очередное и на первый взгляд мало примечательное заседание рабочей группы с участием управления транспорта администрации Рязани, представителей крупных перевозчиков и регионального Минтранса.
На встрече представители перевозчиков (фирм, владеющих десятками и сотнями маршрутных такси и микроавтобусов) высказали свои предложения по переходу на нерегулируемые тарифы за свои услуги.
Это означает, что несколько успешных бизнесменов хотят получить право самостоятельно устанавливать размер оплаты за проезд. Кроме того, перевозчики предложили увеличить сроки перехода на более вместительный транспорт. На предыдущих встречах подобного уровня говорилось о 2020 годе, но на фоне нынешнего кризиса такой час «Х» не вполне устраивает предпринимателей.
Власть (как региональная, так и муниципальная) пока не может дать внятного ответа на это давление. Взаимоотношения с перевозчиками у горадминистрации складываются не слишком гладко. Чиновникам не удалось подключить всех перевозчиков к системе электронного контроля расписания – на немногочисленных светящихся табло близ остановок общественного транспорта отображаются далеко не все маршруты. После 22.30 многие из них вообще перестают функционировать. Да и с прозрачностью налогообложения владельцев маршруток дела обстоят, мягко сказать, не идеально.
Складывается ситуация, близкая к патовой. Властям не хватает ресурсов упорядочить перевозки, а бизнесмены, многие из которых заработали стартовый капитал в «лихие 90-е», неплохо чувствуют себя в обстановке контролируемого хаоса, где всегда есть места серым схемам.
Понятно, что постепенный переход на комфортабельные для всех категорий граждан экологичные автобусы необходим. Но даже за два-три года крупным перевозчикам осуществить его на собственные средства не под силу. Качественное переоснащение парка для перевозчика средней руки может обойтись не в одну сотню миллионов рублей.
Без льготных субсидий и частно-государственного партнерства в этом случае вряд ли можно обойтись. Наверное, один из немногих способов найти эти внушительные по меркам городского и регионального бюджетов деньги – продажа неэффективно используемого (пусть и с точки зрения властей) муниципального имущества.
Например, если власти Рязани все-таки решатся на ликвидацию троллейбусного депо №1 на улице Дзержинского, то освободившийся сверхпрестижный участок можно продать под комплексную застройку на открытом и честном аукционе за сумму в несколько сот миллионов рублей. Вот вам и инвестиции в транспортную систему города, помноженные на сопоставимые вложения со стороны коммерческих структур.
Подобные решения пусть и достаточно спорны, но, по крайней мере, не ведут к росту госдолга Рязанской области, который на 1 июля 2016 года составляет 27,44 млрд рублей, а это более 80% от доходов регионального бюджета.
Может быть, протестуя против вечных пробок и нераспутанных транспортных узлов на территории Рязани, на днях в здание городской администрации врезался водитель ВАЗ-2111, которого до сих пор не могут найти?..
Алексей Григорьев
Дежурный субъект рязанской редакции