Еще в сентябре легенда рязанского футбола Гарник Авалян отметил свой 60-й день рождения. Однако поговорить с ним по душам все никак не находилось подходящего случая. Неувядающий форвард пребывал в постоянных разъездах и за это время успел сам сделать себе несколько приятных подарков.
Награждение лучшего бомбардира финального этапа всероссийских соревнований среди ветеранов 60 лет и старше. Фото: РФС
Сюрпризы к юбилею
– Гарник Арменакович, застать дома вас практически невозможно, постоянно в разъездах: как в молодые годы – турниры, игры, забитые мячи. А как отпраздновали свой юбилей?
– Ничего сверхъестественного. День рождения отметил в Самаре с ребятами, с которыми когда-то выходил на футбольное поле в составе «Крыльев Советов». Встретился со своими старинными друзьями Андреем Резанцевым и Сергеем Грибовым – он (Грибов) специально приехал из Чебоксар. Было очень приятно окунуться в то счастливое время, воспоминания били через край. По возвращении в Рязань чисто символически посидели в семейном кругу, после чего сразу улетел на родину.
– Там для вас приготовили какой-то особенный подарок?
– Можно сказать и так. На середину сентября Федерация футбола Армении запланировала в Иджеване проведение юношеского турнира в мою честь. А также должен был состояться матч между моей первой командой «Бентонит» и сборной Армении середины 1990-х годов. Я собирался сыграть по тайму за каждую. Но все планы спутал военный конфликт, вспыхнувший на армяно-азербайджанской границе. И хотя эти события произошли на юге страны, а мы находились на севере, нас тоже подняли по тревоге. Сначала состязания сдвинули на несколько дней, чтобы успеть до моего отъезда. Но затем решили, что в сложившейся ситуации лучше перенести турнир на более поздний срок, тем более что в дальнейшем он станет ежегодным. И если не удастся провести соревнования до конца осени, значит, перенесем на весну. Я считаю, что это правильно.
– Едва возвратившись в Рязань, вы вскоре отправились в Анапу, где стали победителем финального этапа всероссийских соревнований среди ветеранов 60+, а также лучшим бомбардиром турнира (7 забитых мячей).
– Вместе с Константином Климашиным (год назад он уже побеждал в аналогичном турнире, – Ю.М.) выступали за команду «Шерна» (Ногинск), что заметно облегчало жизнь, учитывая, что на поле понимаем друг друга буквально с полуслова. В сентябре в составе рязанского «Владара» мы завоевали кубок Московской области среди более «молодых» футболистов от 55 лет и старше. В Анапу съехались девять лучших команд со всей страны, игры проходили напряженно, но никому не удалось составить нам достойную конкуренцию. Сначала мы выиграли один групповой турнир, затем второй, и в финале досрочно заняли первое место. Одержали пять побед, одна встреча – с красноярским «Енисеем» – завершилась мирным исходом, но она уже ничего не значила.
– Что запомнилось на смотре лучших ветеранских коллективов?
– Соревнования были организованы по высшему разряду, награждение проводил председатель комитета ветеранов Российского футбольного союза Александр Мирзоян. Единственным минусом стало то, что восемь дней мы провели непосредственно в Анапе, сутки ушли на дорогу туда и столько же обратно. В нашем возрасте выдержать столь насыщенный график уже непросто, процесс восстановления проходит довольно тяжело. Жена иногда шутит по этому поводу, что даже в молодые годы я не играл столько, сколько сейчас.
Праздничный пенальти
– Без футбола не можете прожить и дня?
– Выходит, что так. Если по каким-то причинам несколько дней ничем не занимаюсь, уже чувствую себя не в своей тарелке. По утрам продолжаю ходить в тренажерный зал на стадион «Спартак», среди недели у нас обязательная тренировка ветеранов, а в выходные, как правило, игры.
– А насколько насыщенным был график, когда вы выступали в элите отечественного футбола?
– Вот там была жизнь со своим просто сумасшедшим ритмом, где расписана буквально каждая минута. Просыпаешься в самолете и сразу даже не можешь вспомнить, куда летишь. Когда в 1997 году мне стали приходить вызовы из сборной Армении, начался необычайно интенсивный период – уставал не столько от самих игр, сколько от многочисленных разъездов. Я посетил множество стран по всему миру, но кроме стадионов, гостиниц, вокзалов и аэропортов ничего толком не видел. По две-три недели мы жили буквально на берегу моря, но не имели даже возможности искупаться. Но ни о чем не жалею и не жалуюсь, наоборот, горд тем, что у меня получилась такая яркая футбольная жизнь. Это прекрасное время вспоминать очень приятно, хотя порой приходилось совсем непросто.
– В составе национальной сборной Армении вам доводилось играть против звезд мирового футбола.
– Да, мне посчастливилось принимать участие в матчах отборочных турниров чемпионата мира и Европы. Конечно, такие команды, как Германия и Португалия заметно превосходили нас, но на футбольном поле они оставались для нас в первую очередь соперниками, и мы всеми силами старались им противостоять. Запомнилась встреча с немцами, которым победа была нужна, как воздух. Мы продержались до 70-й минуты, но потом известный форвард Юрген Клинсман забил два гола, и Армения крупно уступила. А потом в ресторане пытались с ним общаться на «футбольном языке». Кстати, в Дортмунд сборная отправилась после домашней победы над Албанией. Эта игра проходила в день моего рождения, мне исполнилось 35 лет. Мы вели 2:0, когда за две минуты до финального свистка судья назначил пенальти в ворота гостей. И тут, словно по команде, все ребята расступились и чуть ли не вытолкали меня к одиннадцатиметровой отметке. Отказаться в такой ситуации я просто не имел права. Подошел к мячу и пробил точно в правую от голкипера «девятку». По окончании матча с Португалией Руй Кошта подарил мне майку с десятым номером, я ему свою. К сожалению, она не сохранилась – ушлые болельщики позаимствовали…
Размах «Крыльев»
– В свое время вы частенько радовали поклонников сумасшедшими голами, забитыми в падении через себя. Некоторые до сих пор «гуляют» по интернету, вызывая неподдельное восхищение.
– У меня самого где-то сохранились видеозаписи голов, забитых Саморукову и Филимонову, они тогда еще защищали ворота камышинского «Текстильщика». Красивым ударом через себя забил также в Димитровграде местной «Ладе», еще будучи игроком рязанского «Торпедо». Еще кому-то…
– В Самаре любовь болельщиков к вам просто безгранична да и официальные структуры в эпитетах не стесняются: «60 лет исполняется легендарному нападающему «Крыльев Советов» 90-х Гарнику Аваляну»... В Рязани все не так?
– Если проводить сравнение, оно будет не в пользу Рязани, и дело здесь, конечно, не во мне. Хотя если я даже очень захочу приехать в Самару незамеченным, у меня это не получится. В чисто футбольных делах она стоит на порядок выше, и отношение болельщиков к своему клубу просто не идет ни в какое сравнение с нашими. Кто-то возразит, что «Крылья» выступают в Премьер-лиге, но ведь было время, когда мы играли с ними в одной зоне, но с тех пор самарцы, в отличие от нас, сделали огромный шаг вперед. Недавно мы провели на «Спартаке» ветеранский кубок Московской области и посвятили его памяти одного из лучших рязанских футболистов Александра Коробкова. Но это событие осталось практически незамеченным.
– В последнее время у вас возникла пауза в тренерской деятельности, но, насколько мне известно, предложения от иногородних клубов поступают с завидным постоянством.
– Это правда, но пока нет таких, чтобы вызвали настоящий интерес. Я даже ездил несколько раз, встречался с руководством клубов, оговаривал условия. В финансовом плане поступали довольно заманчивые предложения, но перед этими командами не ставят серьезных задач, а работать исключительно ради зарплаты мне совсем не интересно. В том же Смоленске я учился в институте физкультуры, не чужой для меня город, опять же люди помнят, но перспектива развития отсутствовала, поэтому пришлось ответить отказом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Лидер не устоял
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас