Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№49 от 20 декабря 2018 г.
Кривая рязанской мечты
 Во время тщательно отрежиссированного общения с народом Любимову пожаловались на проблемы, о которых не рассказывали посетители его аккаунтов и будок гласности

Прошедшая неделя была насыщена всевозможными событиями и визитами, но самым знаковым мы склонны считать «прямую линию» Николая Любимова с населением. Прямого там было мало, но не мы ее так назвали, поэтому будем использовать официальное наименование.

Смысл тщательно подготовленного областными чиновниками мероприятия заключался в том, что в конце года любой рязанец мог задать губернатору прямой вопрос или озвучить имеющуюся проблему. В итоге, правда, прямого общения не получилось, но виной тому не выглядевший на телевизионной картинке уставшим Николай Любимов, а устаревшие методички времен губернатора Олега Ковалева (2008-2017), по которым чиновники, опять же, времен Ковалева, мероприятие готовили. 

Изначально скептики недоумевали в смысле данного формата. Он мог быть востребован еще пару лет назад во времена полностью закрытого Олега Ивановича. Но представляется избыточным при присутствии действующего губернатора во всех социальных сетях, а также установке по всей области так называемых будок гласности. В этих кабинках можно не только согреться или укрыться от непогоды, но и обратиться напрямую к видеоинсталляции губернатору с любой злободневной проблемой. И жители области начинают этим пользоваться. Не всегда еще удается идентифицировать проблему, но начало положено. Будки побывали уже во всех районах области. Реализует проект советник губернатора Игорь Горских, приехавший в Рязань из Калуги. 

– За две недели работы проекта в тестовом режиме поступило свыше 300 обращений, – рассказал Горских в интервью газете «Рязанские ведомости». – К сожалению, только 50 из них были распознаны как реальные вопросы или предложения – некоторые, например, говорили нечетко. 

Одна шестая часть тоже немало. Не стоит строго судить наших земляков. Не все готовы без дополнительной стимуляции обратиться напрямую к губернатору. Пусть даже к его цифровой копии. Но привыкнут со временем. Так что любой формат обратной связи с областной властью заслуживает право на существование. Даже если он и дублирует имеющиеся формы, хуже от этого не будет. Что касается дополнительных бюджетных затрат, то, во-первых, кто их когда считал в Рязани, а во-вторых, на фоне расходования бюджета в более глобальных сферах это всего лишь капля в море.

Именно поэтому мы обоснованно посчитали «прямую линию» Николая Любимова главным событием прошедшей недели. Проанализировав поступившие вопросы, можно сделать несколько важнейших выводов. 



Практически ни один вопрос напрямую не относился к полномочиям губернатора. Но это говорит о том, что жители доверяют Любимову и рассчитывают на него как на последнюю инстанцию. Самый большой пласт вопросов касался жизнеобеспечения – ЖКХ, благоустройства и т.п. Все это относится к компетенции органов местного самоуправления. И по Конституции России губернатор не имеет права вмешиваться в эти вопросы. Но если нельзя, но хочется жителям, то можно. Даже нужно, ведь поступающие губернатору вопросы обнажают неприглядную реальность. Если жители обращаются к губернатору, означать это может только то, что они уже исчерпали все возможности решения проблем на муниципальном уровне. Как в городе Рязани, так и в некоторых районах области. 

Основные проблемы, как выяснилось, возникают именно в Рязани. Сергей Карабасов оказался не способен организовать их решение на том уровне, где они и должны решаться в соответствии с законом. Это не говорит о том, что сегодняшний градоначальник абсолютно бесполезный человек. Нет, просто он оказался не на своем месте. Например, попытка использовать дорогостоящий электронный микроскоп для забивания гвоздей сорвет попытку постройки даже собачьей конуры. Притом, что самый простой молоток справится с данной задачей без проблем. Достаточно сравнить стиль работы Карабасова с его предшественниками. 

Жесткий и прямолинейный Виталий Артемов, прошедший все ступени управления в сфере энергетики, мог заставить работать любого чиновника. Сменивший его Олег Булеков отличался навыками конфликтологии и нематериальной мотивации персонала. При нем жизнь в администрации города также кипела и каждый занимался своим делом. Сегодня же глава администрации, видимо, в своей голове выстраивает какие-то удачные управленческие схемы, но не умеет довести их до подчиненных и делегировать им их исполнение. А без навыков командообразования любой руководитель всего лишь эксперт-одиночка. К слову сказать, общаться с экспертами Сергей Юрьевич тоже так и не научился. Видимо, губернатор подозревал об этом, поэтому Карабасов так и не избавился от приставки «и.о.» к своей должности. Вспомнив о бывших градоначальниках Рязани, стоит взглянуть на поступающие губернатору вопросы под углом того, в какой сфере вопросы не поступали. Нетрудно догадаться, что отсутствующие вопросы важны не менее поступивших. Если же вопросов нет, то данные направления деятельности оперативно отрабатываются профильными руководителями, и жителям нет необходимости выходить на губернатора напрямую. Итак, Артемов сегодня курирует вопросы сельского хозяйства, а Булеков – потребительской кооперации. По данным профилям вопросов от жителей не поступало. Люди работают там, где поручено. Это не означает, что стоит сейчас брать кого-то из них и уговаривать вернуться во главу администрации города. Обычно дважды в одну реку не входят. Но пример все же показательный.

Вернемся к задаваемым вопросам. Остановимся на связанных со здравоохранением. С одной стороны, они относятся к ведению областного правительства. Но все же это не вопросы уровня губернатора. И до него они могли дойти исключительно после того, как не были решены на уровнях главного врача соответствующего медучреждения, министра здравоохранения и профильного заместителя губернатора. И кадровые выводы должны неминуемо последовать. Не факт, что по итогам жалоб на деятельность поликлиники номер 3 в отставку уйдут Лариса Крохалева или министр здравоохранения Андрей Прилуцкий, но главный врач вряд ли усидит. Впрочем, Алла Буркова, назначенная туда еще Федором Провоторовым, пересидела и более серьезные жалобы. Статус сестры областного депутата Александра Глазунова для Рязани почти что безлимитная индульгенция.

Николаю Любимову чаще всего приходится работать с теми кадрами, которые были назначены еще до его прихода в Рязань. Да, он трудоустроил нескольких человек из Калуги, но это единицы, и они не делают общей картины. Невзирая на его усилия по совершенствованию команды областного правительства, жители порой еще склонны к критической оценке ситуации.

Различия между жителями и «элитами» наглядно проявляются в оценке местной власти. Например, если региональное руководство потворствует обогащению узкой группы лиц, обладающих лоббистскими возможностями за счет приоритетного доступа к госзаказам и использованию земли и имущества, то остальное население очень быстро возненавидит такую власть. И наоборот, при попытке выстраивания единых разумных правил работы в регионе, обеспечения равноправия перед законом всех, независимо от чинов и званий, с властью начинают беспощадную борьбу отодвинутые от кормушки местные коррупционеры и олигархи. Что-то подобное происходит сейчас и в Рязани, учитывая усилившийся поток жалоб в федеральные органы власти со стороны некоторых застройщиков и поставщиков товаров и услуг для областных нужд.

Таким образом, любая власть не может быть хорошей для всех без исключения. Радость и удовлетворение одних слоев обычно уравновешивается недовольством других. Сегодняшняя команда областного руководства (хочется верить) старается во имя интересов именно населения Рязанской области. Пусть и за счет ущемления раздутых аппетитов узкой группы лиц, присосавшихся к бюджету во времена губернатора Олега Ковалева. Лишь бы это желание было искренним и устойчивым.
Отдел политики