Рязанским футбольным талантам по-прежнему есть на кого равняться
В минувший уик-энд в спорткомплексе «Арена Атрон» завершился турнир, посвященный звездам разных поколений Анатолию Дмитриевичу КУДРЯШОВУ и Александру Михайловичу АРХИПОВУ, который недавно отметил свой 60-летний юбилей. Отрадно, что не забывают у нас ветеранов народной игры, тем более что оба виновника торжества по праву входят в золотой фонд рязанского футбола.
Бобби Чарльтон из «Спартака»
В свое время Владимир Яковлевич Болотин, перед глазами которого прошла большая часть биографии главной дружины региона, отметил, что именно Анатолий Кудряшов – лучший футболист Рязани. Подобного мнения придерживаются и другие специалисты, такие как Сергей Иванович Недосекин и Виктор Павлович Лаволин. И с этими футбольными авторитетами не поспоришь: по пониманию игры из местных воспитанников Кудряшову мало кто-то может составить конкуренцию. Разве что восходящая звезда последнего поколения Константин Кучаев, хавбек ПФК ЦСКА.
Природа не поскупилась, наделив Кудряшова всем необходимым для того, чтобы выступать в элите отечественного футбола. Вот только полностью реализовать свой многогранный талант в силу ряда причин Дмитричу так и не удалось. Какой-то рок преследовал его буквально по пятам, и порой даже самые чистые помыслы оборачивалось против него самого.
Виновники торжества: Анатолий Кудряшов (слева) и Александр Архипов
Прорыв рязанского самородка мог произойти уже в 1963 году. В ноябре он отправился в Ереван на сборы юношеской сборной СССР, которая вела подготовку к чемпионату Европы. Турнир должен был состояться через несколько месяцев в Голландии, но по политическим мотивам наша команда участия в нем принять не смогла. И это прискорбно, поскольку Анатолия прочили в напарники киевскому динамовцу Владимиру Мунтяну, впоследствии ставшим семикратным чемпионом страны.
В большой футбол Анатолий Кудряшов буквально ворвался, дебютировав в рязанском «Спартаке» в 18-летнем возрасте. А уже следующий, 1965 год оказался для него одним из лучших в его непродолжительной, но яркой карьере. Он стал вторым снайпером команды, вслед за таким грозным бомбардиром, как Юрий Борисов, а в 1966-м являлся уже первой скрипкой в атаке красно-белых. Наибольшее удовольствие ему доставляло, когда удавалось сделать такую передачу партнеру, после которой уже ничто не могло помешать нанести завершающий удар. Свою роль в этом процессе сыграл и тренировавший тогда рязанцев Николай Яковлевич Глебов, который отыскал для своего подопечного наиболее подходящую ему позицию на поле – плеймейкера: «Видел, как играет лидер английской сборной Бобби Чарльтон? Будешь действовать в такой же манере!»
Слова главного теоретика советского футбола оказались пророческими: в 1967 году рязанец получил приглашение в класс «А». Его партнерами в ленинградском «Зените» стали такие известные личности, как бронзовый призер чемпионата мира Василий Данилов, будущий наставник сборной России Павел Садырин, а в атаке Анатолий бок о бок играл с зенитовским рекордсменом Львом Бурчалкиным. Всего лишь несколько встреч понадобилось новобранцу, чтобы адаптироваться на новом уровне, после чего в его послужном списке появились забитые мячи: в ворота куйбышевских «Крыльев Советов», ереванского «Арарата».
Как это ни прискорбно, но именно взлет стал для Кудряшова началом заката карьеры. Еще в детстве у него обнаружили шумы в сердце: на лыжах бегал, играл в футбол, хоккей, волейбол, а от физкультуры имел освобождение. Возможно, сказалась наследственность (мать – гипертоник). То какое-то время все было нормально, то вдруг проблемы возвращались. И когда уже в Ленинграде проходил медкомиссию, врач задала вопрос: «А вы кем работаете?» – «Играю в футбол». Она в ответ: «Играете с таким сердцем? Да вы что?» После этих слов стало ясно, что о Высшей лиге можно забыть.
Последовавшее вскоре возвращение в Рязань ненадолго оттянуло неминуемую развязку. Но с любимой игрой Анатолий Дмитриевич не расстался: выступал в первенстве Грузинской ССР, четырежды выигрывал чемпионат Рязанской области. К своему истинному призванию – тренерской деятельности – пришел уже в довольно зрелом возрасте, но заметно преуспел, почти два десятка лет отработав с мальчишками.
Пенальтист без страха и упрека
Александр Архипов – настоящий фанат (в хорошем смысле этого слова) своего дела, без футбола не мыслит своей жизни. Хотя его путь к признанию коротким никак не назовешь, скорее даже наоборот. Детство прошло в поселке Шлаковый, где и начал играть в клубе «Теплоприбор». Вскоре перспективного парнишку приметили тренеры группы подготовки при команде мастеров «Спартак». Он стал принимать участие в первенстве страны, пошли вызовы в молодежную сборную РСФСР, которая проводила товарищеские встречи даже с клубами высшей лиги.
Была у него заветная мечта: играть за родную рязанскую команду. Но пробиться туда, а уж тем более закрепиться в 70-е годы прошлого века местным воспитанникам удавалось крайне редко. С 16-летнего возраста Александр привлекался к занятиям основного состава, откуда, бывало, его даже выгонял несостоявшийся играющий тренер Юрий Александрович Севидов: «Школьник, бери учебники, иди домой уроки учить». Но Архипов возвращался снова и снова, правда, места в составе ему долгое время так и не находилось. И вот летом 1976 года в составе «Спартака» возникли проблемы, и Александру поступил долгожданный звонок. Наш герой заявился на стадион за несколько часов до игры и впервые был включен в официальную заявку под номером «18».
Правда, до полноценного дебюта было еще далеко. Одно время игровую практику приходилось получать в областном коллективе «Электрон», где Александр был капитаном. И только в 1978 году, наконец, пришло его время. Свои первые игры провел в кубке СССР, куда из второй лиги в то время допускались лишь сильнейшие команды. Успешно преодолев первую стадию, в 1/16 финала рязанцы попали аккурат на базовый клуб сборной СССР киевское «Динамо» с Блохиным, Буряком, Онищенко, Веремеевым, Колотовым и многими другими звездами советского футбола. Встречи с киевлянами дали бесценный опыт большой игры, уверенность в своих силах, о чем можно судить по ответному матчу в Симферополе (1:3): в протоколе напротив фамилии Архипов стоит твердая «четверка».
Определится с выбором профессии Александру Архипову помог Сергей Недосекин (слева)
Почти на четыре сезона он застолбил за собой место в составе, пока не случилась трагедия – разрыв почки. Тогда запросто можно было повесить бутсы на гвоздь, но обошлось. Здоровье потихоньку пришло в норму, и хотя «Спартак» на время вынужден был покинуть, без любимого футбола продержался недолго: в составе «Вымпела» стал чемпионом области. А уже в 1983 году состоялось возвращение в команду мастеров, где с небольшим перерывом Александр выступал по 1990 год включительно. Точку в карьере поставили боли в коленях – из-за систематических ударов произошла деформация сустава. Тем не менее, в его послужном списке двенадцать сезонов, более 300 игр в первенстве страны и все достижения рязанского «Торпедо» того времени.
Архипов самый успешный, не знавший промахов, рязанский пенальтист. И это притом, что в команде тогда были признанные технари, такие как Игорь Коняев, Сергей Попов, Юрий Маругин, но никому из них не удалось избежать осечки. Как-то Михалыч все же выдал секрет своего успеха. Оказывается, этот элемент он многие годы отрабатывал в паре с вратарем Анатолием Долговым, который был большим мастером по части отражения ударов с 11-метровой отметки. Польза от этих занятий была обоюдная: Долгов отбивал, Архипов забивал. Самый серьезный экзамен выдался в Иванове, когда после его удара мяч сначала угодил в одну штангу, прокатится по ленточке, «поцеловал» вторую стойку ворот и лишь после этого оказался в сетке.
Старт в профессию (почти три десятка лет Архипов занимается тренерской деятельностью) в 1991 году ему дал самый успешный рязанский специалист Сергей Недосекин. Восемь сезонов Александр Михайлович был его помощником в рязанском, а потом и в луховицком «Спартаке». Затем самостоятельно работал в новомосковском «Доне», где оставил о себе добрую память, а в последнее время готовит смену в СШОР «Олимпиец».
Юрий МАТЫЦИН