Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№02 от 21 января 2021 г.
Свежие новости
Фотосессия на обочине
 В Рязани образовалась параллельная вселенная со своим героем

Уже который год рязанские паблики в интернете заполоняют тонны фотографий различных авторов с подписями «Милый, любимый, приятный, красивый город», на которых в миллионный раз запечатлены кремль, улицы Почтовая и Щедрина, Рыбацкая деревня, Лесопарк и Наташин сквер. А вот на проходящей в культурном пространстве «FABRIKA» (Соборная площадь, 21) экспозиции «В сумерках» данные достопримечательности, украшенные праздничными фонариками и сфотографированные с разных ракурсов, посетители не увидят. Роман ШЕРШНЕВ на своей первой персональной выставке показывает в своих необычных работах изнанку Рязани.   



– Вижу, что через твои фотографии проходит тема вселенной «Сталкер».
– Да, ты прав. На этой выставке есть сквозной сюжет с персонажем, постоянно уходящим вдаль и путешествующим по разнообразным местам. Они представляют собой необычные явления, которые мой герой либо видит от первого лица, либо уже непосредственно находится в них. Концептуальность еще в том, что фотография не должна быть обыденной. Множество фотографов носятся по городу и снимают всё а-ля «что вижу, то и пою». А на моей выставке можно увидеть оживление заброшенных зданий, придание им характера, души. Моя задача сделать какое-то место необычным, придать ему динамики, интересных эффектов. 

– Как давно увлекаешься фотографией?
– Примерно с 2008 года. Сначала «мыльницей» снимал всякие помойки, потом приобрел приличную камеру, и увлечение перешло в более серьезное русло. Все началось с курьезного случая. Когда работал в драмтеатре, сидели мы как-то с коллегами, и я просто так вслух сказал: «А не купить ли мне фотоаппарат?» И один из сотрудников ответил: «Хочешь, я тебе свою «мыльницу» продам?» Я купил. С тех пор понеслось, дело занимательное и до сих пор является основным хобби. Сейчас у меня «зеркалка». Плюсом к этому идет увлечение световыми приборами. Здесь важен свет, различные фонари и реквизит. Это очень интересно в плане сложности. Длинные экспозиции, много дублей, режиссура кадров, потому что большинство из них постановочные. 



– Ориентируешься на каких-либо известных фотографов?
– Я имена особо не запоминаю. Ну, например, канадец Паре, использующий технику «рисования светом». Он меня вдохновил на световые шары. Когда я «щелкал» бомжей и пьяных, то отправной точкой служили снимки немецкого фотографа Мирона Цовнира, путешествовавшего по миру и фотографировавшего разных представителей низших слоев. Но вдохновляюсь все-таки другим. С детства люблю страшные сказки, «ужастики», потом это переросло в увлечение фантастикой, музыкой в стилях блэк- и дэт-метал. Большое предпочтение отдаю творчеству писателей, таких как Филипп К. Дик и братья Стругацкие. 



– В дальнейшем будешь заниматься развитием техник?
– Так техники постоянно развиваются. Дело в том, что здесь их много, в том числе «дневная съемка с длинной выдержкой». Для этого требуется дополнительное оборудование, например, нейтральный серый фильтр. Без него нельзя снимать днем на длинной выдержке. Это придает фотографии дополнительные эффекты. Если снимать пейзаж с облаками, то они размажутся в интересные стробы. А если фотографировать город, то исчезнут люди и машины, и он превратится в «зомбилэнд» и постапокалипсис. Многие мрачные картинки являются сезонными, потому что их делаешь в темное время суток. Зима, ранняя весна и поздняя осень играют на руку фотографу. Как раз уже можно спокойно снимать с длинной выдержкой. 



– Складывается впечатление, что ты таскаешь на себе баул аппаратуры.
– Да, на самом деле это так. Куча объективов, световых приборов, штативов. Обязательно нужны помощники, одному все сделать нереально. Некоторые фотографии невозможно создать без чьей-либо помощи. Часто заранее выбираю место, думаю, как задумку воплотить в жизнь, это уже «режиссура кадра». Поэтому многие снимки имеют собственную историю, а не просто являются жуткими картинками.    



Фото автора и Романа ШЕРШНЕВА



Побывать в альтернативной Рязани можно до 31 января ежедневно с 12:00 до 23:00.
Георгий ТИТОВ