Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№07 от 21 февраля 2019 г.
Концессионеры своих не бросают
 Почему бывший шеф рязанского Минтранса после отставки не пошел на биржу труда

Экс-министр транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Андрей Савичев в начале февраля занял должность заместителя генерального директора по строительству и инвестициям в АО «Газпром газораспределение Рязанская область». «Новая» выяснила, что послужило причиной для очередного карьерного зигзага профессионального управленца Савичева.

К отставкам и назначениям Андрею Савичеву не привыкать. Помнится,  начале 2012  года Савичев, выстроив практически идеальную карьеру, пройдя путь от главного специалиста одного из департаментов до замглавы, курирующего главные подразделения администрации Рязани: управление энергетики и ЖКХ, управление благоустройства города и дорожного хозяйства, отдел транспорта и связи и оперативно-диспетчерский отдел, – неожиданно для многих коллег добровольно расстался с должностью.



Но в октябре 2018 года увольнение Андрея Савичева из правительства Рязанской области назвать «добровольным» можно лишь с большой натяжкой. По информации «Новой», Савичеву указали на дверь, после того как всплыли доказательства его причастности к лоббированию интересов одного из несостоявшихся подрядчиков строительства второго участка Северного обхода Рязани.

Строительство планируется начать с ответвления от федеральной автодороги М-5 около села Тюшево Рязанского района. Далее второй участок Северного обхода (общая протяженность которого составит 14,2 км), пойдет через эстакаду над железнодорожными путями приблизительно в районе железнодорожной платформы «187 км». Затем, минуя село Городище, дорога должна повернуть в сторону Рязани, пройти мимо Северо-западного промузла и, в конце концов, соединиться с улицей Бирюзова.



24 мая 2018 года губернатор Рязанской области Николай Любимов на Петербургском экономическом форуме подписал соглашение о сотрудничестве с председателем совета директоров группы «ВИС» Игорем Снегуровым. «В частности, достигнуты договоренности о создании и утверждении состава рабочей группы по реализации проекта строительства второго и третьего этапа Северного обхода Рязани», – сообщалось на сайте регионального правительства.

Дорога может быть построена на условиях концессионного соглашения. Работы предполагалось провести в 2021–2025 годах, примерная протяженность участков 32,2 км, объем инвестиций – 23,4 млрд рублей.

30 мая Любимов сообщил журналистам, что инвестор проложит дорогу за свой счет, а регион затем расплатится с ним в течение 7–10 лет. 5 июня в правительстве Рязанской области обсудили перспективы строительства второго и третьего этапов Северного обхода Рязани. Информацию о компании собравшимся представил член Совета директоров ООО «ПФ “ВИС”», член Совета директоров ООО «Шестая концессионная компания» Сергей Ромашов.

6 сентября на сайте госзакупок был опубликован электронный аукцион на выполнение экономических изысканий и подготовку технико-экономического обоснования проекта. Из бюджета  Рязанской области планировалось выделить на это 15 млн рублей. Работы должны были проходить в три этапа. До 20 декабря планировалось, в частности, спрогнозировать интенсивность движения и доходы от сбора платы за проезд по этому участку обхода.

До февраля 2019 года планировалось выбрать участок для будущей автомобильной дороги. 17 сентября в правительство Рязанской области поступило предложение ООО «Шестая концессионная компания» (учредитель АО УК «ВИС») о заключении концессионного соглашения в отношении проекта проектирования, строительства и эксплуатации платной автомобильной дороги «Северный обход г. Рязани. 2 этап». 

Документы для дальнейшей работы были переданы в министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области для дальнейшей работы по заключению соглашения. Министр Андрей Савичев по странному стечению обстоятельств «не заметил» прописанный в присланном соглашении пункт, согласно которому выплаты из областного бюджета (без учета планируемого софинансирования из федерального) предполагаются в размере 2,5 и 2,3 миллиарда рублей соответственно.

То есть в случае заключения концессионного соглашения источником финансирования проекта являлись бы средства дорожного фонда Рязанской области. По данным министерства финансов Рязанской области (с которыми Савичев, безусловно, был ознакомлен) и исходя из источников формирования дорожного фонда, его объем составит в 2021 году 7,8 миллиарда рублей. Из этой суммы 4,7  миллиарда запланировано на реализацию проекта Национального плана по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог Рязанской области. Не менее 2,2  миллиарда рублей пойдет на содержание дорожной сети...

Даже непрофессионалу очевидно, что при таком раскладе средств дорожного фонда на 2021 год недостаточно для реализации концессионного соглашения. Андрей Савичев это прекрасно понимал, но... не стал бить тревогу. Не исключено, что из личной заинтересованности. 

И еще один немаловажный нюанс. Положением концессионного соглашения предусматривается, что при расторжении соглашения при наступлении особых обстоятельств, на концедента (субъект РФ, предоставивший концессию) возложены обязательства на выплату компенсаций в пользу концессионера и не только за фактические расходы, но и недополученные проценты. Говоря простым языком, благодаря Андрею Савичеву Рязанская область «попала» бы на неподъемные для региона деньги. Серьезный ущерб (не только финансовый, но и репутационный) был бы неминуем.

Хорошо, что в последний момент «щедрость» Савичева все же заметили и успели мотивированно отказать в заключении соглашения с ООО «Шестая концессионная компания». 12 октября 2018 года было подписано соответствующее распоряжение правительства Рязанской области. Этот же день стал последним рабочим днем для Андрея Савичева в должности министра транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Но, тем не менее, он не пошел регистрироваться на биржу труда. Трудоустроился Савичев весьма неплохо. Не исключено, что оказали содействие несостоявшиеся концессионеры, у которых (см. справку) неплохие отношения с «Газпромом».

Справка

Во что превратился мелкий подрядчик?

По данным РБК, группа «ВИС» («Высокое искусство строительства») начала работать в 2000 году как небольшой подрядчик и проектировщик, благодаря сотрудничеству с «Газпромом» стала одной из крупнейших инженерно-строительных групп в России. По данным издания, компания принадлежала офшорам, среди акционеров был гендиректор «ТЭК Мосэнерго» Дмитрий Рябов. В конце 2017 года он вышел из состава акционеров, деятельность компании полностью перевели в российскую юрисдикцию.
Группа «ВИС» позиционирует себя как один из лидеров российского рынка государственно-частного партнерства, портфель контрактов превышает 630 млрд рублей. Среди проектов компании – строительство моста через реку Обь в Новосибирске, автомобильной дороги «Обход Хабаровска», железнодорожной линии Бованенково – Сабетта на Ямале и платной трассы «Виноградово – Болтино – Тарасовка» в Московской области. Также группа «ВИС» представляет интересы концессионера по строительству мусороперерабатывающих заводов в Новосибирске.

Игорь Снегуров, по данным РБК, в начале двухтысячных занимал пост председателя и члена совета директоров Севзапинвестпромбанка, позже – советника президента банка. С 2005 года – в руководстве группы «ВИС».

Досье «Новой»

Андрей Владимирович САВИЧЕВ родился 5 августа 1969 г. в пос. Зеленоборский Кондалакшского горсовета Мурманской области. В 1992 г. окончил Ивановский энергетический институт. С 1992 по 1995 г. – мастер котельного участка, и.о. начальника теплосантехнического бюро Рязанского завода электронных приборов.

С 1995 по 2003 г. – инженер 1-й категории, главный специалист департамента энергетики и инженерных коммуникаций, начальник отдела, заместитель начальника управления, начальник управления энерговодоснабжения и связи администрации Рязани. С 2003 по 2004 г. – начальник управления топливно-энергетическими ресурсами администрации Рязанской области.

С 2004 по 2008 г. – заместитель начальника управления капитального строительства, заместитель министра строительного комплекса министерства строительного комплекса Рязанской области.
С 2008 по 2012 г. – заместитель главы администрации Рязани. В 2012 г. возглавил Государственную жилищную инспекцию Рязанской области. С 2012 г. – генеральный директор ООО «Группа компаний «Строймакс». С 2016 г. – генеральный директор Корпорации развития Рязанской области.

В 2013 году был избран депутатом Рязанской городской Думы. 15 июля 2016 года назначен на должность министра транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. В период с июня по сентябрь 2017 года исполнял обязанности заместителя председателя правительства Рязанской области. В октябре 2018 года покинул пост министра.

Президент Рязанской областной федерации тхэквондо.
Отдел расследований