Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№07 от 21 февраля 2019 г.
Транспортные узлы развяжет АСУДД
 Что, кроме «умных светофоров», поможет победить рязанские пробки?

Если поспрашивать рязанских водителей о том, знают ли они об автоматической системе управления движением в городе, то ответы наверняка разделятся. Кто-то что-то об этом слышал, остальные скажут, что слышат в первый раз. Но наверняка сойдутся в одном: огромные пробки, периодически накрывающие Рязань, говорят о том, что толкового регулирования нет и в помине. А вот и нет – оно есть. Иначе все могло бы быть намного хуже.

По данным областной ГИБДД, в Рязанской области число автомобилей каждый год увеличивается примерно на 10 тысяч. И, что естественно, большая их часть приходится на областной центр. Тем временем дороги в городе расширяться не собираются, и многие с ностальгией рассматривают старые фотографии, где по всей длине Московского шоссе движется всего пяток автомобилей плюс троллейбус. Всё, те времена прошли, мы живем в других условиях. И сейчас спроси любого автомобилиста, какие у него основные проблемы при поездках в городе, он наверняка ответит: парковки и пробки. О парковках будет разговор отдельный и как-нибудь в другой раз, а вот с пробками, вы удивитесь, у нас все же пытаются бороться. Не заметили? А зря. Если бы не боролись с помощью автоматики – все могло бы быть намного хуже. Буквально несколько лет назад, к примеру, из-за пробок в центре города на перекрестках Первомайского проспекта с Вокзальной и Дзержинского приходилось выводить регулировщиков ГИБДД. Сейчас они уже там не нужны.



С 2013 года в Рязани запущена и постепенно разрастается так называемая автоматизированная система управлением дорожным движением (АСУДД), которая является элементом Интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Именно она следит за пропускной способностью наших дорог с помощью регулирования сигналов светофоров. Как все это работает?

На данный момент система состоит из 120 светофоров, 210 камер наблюдения с высоким разрешением и 155 детекторов транспортного потока. Вся информация стекается в Центр организации дорожного движения (ЦОДД), который является ядром и мозгом системы. Система обрабатывает данные о транспортных потоках, движущихся по полосам, анализирует полученные данные, после чего посылает команды светофорам. Таким образом, пропускная способность на нужном направлении увеличивается, пусть и не так, как многим хотелось бы. Предусмотрена организация «зеленой волны». И, конечно же, есть возможность с помощью системы обеспечить быструю и беспрепятственную перевозку по городу крупногабаритных и опасных грузов, включая московских чиновников крупного ранга.



Ведь основная цель была какая? Водители должны меньше ждать разрешающего сигнала светофора, должен повыситься среднесуточный показатель скорости движения до оптимального 35–40 километров в час. Как следствие – снижение числа ДТП и количества вредных выбросов от автомобилей.

Сами элементы по сбору информации, то есть детекторы, были созданы в нашем городе на базе Рязанского государственного радиотехнического университета. Именно там разработали программное решение для «умных камер». И теперь эти камеры могут распознавать (по отдельным полосам!) количество движущихся автомобилей, их среднюю скорость, занятость полос (см. схему ниже). Причем работать детекторы могут в любое время суток и при любой погоде. И для них хуже, чем снег, дождь и туман – припаркованные прямо на полосе автомобили и плохо убранные от снега обочины.

Уже сейчас появились и готовы к внедрению новые функции: обнаружение длительных остановок, движение в запрещенных зонах и даже оценка пешеходного потока. Но это пока – дело будущего.



А сейчас с помощью автоматики разгружаются старые пробки, тут же появляются новые. С этой проблемой не так давно столкнулся микрорайон Шлаковый. А виной тому – бездумная застройка этого микрорайона многоэтажками, в результате чего узкие улицы перестали справляться с транспортным потоком. Например, утром и вечером улица Трудовая, упирающаяся в Куйбышевкое шоссе, «стоит» полностью. Но здесь виновата не умная техника, а те, кто выдает разрешение на строительство, не думая при этом о развитии инфраструктуры.

Построенный Северный обход, на который так надеялись, конечно, сильно помог разгрузить транспортную нагрузку на город, «умные светофоры» тоже играют свою значительную роль. Но проблема не то что не решена, уже очевидно: чтобы с ней справиться, нужны еще какие-то глобальные решения. И в этом свете идея строительства в Рязани платных дорог становится не такой уж безумной.

К слову

В результате участия Рязанской области в приоритетном проекте «Безопасные и качественные дороги» получено финансирование дальнейшего развития интеллектуальных транспортных систем, в рамках которого Рязань имеет возможность замкнуть основные управляемые транспортные артерии для вывода потоков на окружные магистрали. Это обеспечит возможность строительства безопасных платных дорог с дифференцированной системой оплаты в рамках государственно-частного капитала.