Почему в Касимове не возникает межнациональных конфликтов
Когда в нашей жизни возникает нужда в толерантности, если примитивно воспринимать это слово как «терпимость»? Тогда, когда поведение других людей выходит за определенные рамки, начинает, как минимум, раздражать. Толерантность в нашей жизни – вещь насущно необходимая.
Толерантность как долготерпение
Дорога в Касимов скучной не была. Будучи уже с раннего утра не слишком трезвым, некий жизнерадостный гражданин ходил по всему салону автобуса и предлагал буквально каждому, вне зависимости от пола и возраста, разделить с ним бутылку сухого вина. Пить предполагалось прямо из горлышка. А еще этого мужичка с дичайшим перегаром обуревала неодолимая жажда общения, при этом его жутко возмущало, когда очередной пассажир отказывался вступать с ним в великосветские беседы о погоде и рыбалке.
Обратный путь тоже задался. Водитель погасил свет в салоне, и немногочисленным пассажирам показалось, что самое время немного вздремнуть. Не тут-то было. Две юные леди начали перемещаться по салону (здесь сидения неудобные, здесь печка слишком близко, здесь дует), не умолкая ни на секунду. Их задорные девичьи голоса, когда они обсуждали свои глобальные проблемы, вне зависимости от их местонахождения в данную минуту слышал весь автобус, при этом пассажиры за три часа пути смогли узнать буквально все подробности их бурной личной жизни. А когда кто-то начинал к их непрекращающейся беседе привыкать (наверное, убеждая себя, что в салоне просто слишком громко работает радио), девицы начинали по очереди разговаривать по телефону. Орали они при этом так, что уши закладывало, хуже были только моменты хорового ржания, которое девушки наверняка принимали за смех.
Так вот, в автобусе в обоих случаях пассажирам требовалась немереная толерантность. В обоих случаях людям по отношению к нарушителям спокойствия требовалась масса терпения, чтобы попросту не выпихнуть своих попутчиков из автобуса на ходу. Сложно, но справились. Причем и пьянице, и девицам делались вежливые замечания: реакция была схожа поразительно. Поначалу после замечаний они на какое-то время успокаивались и пассажиров несколько минут не доставали, затем все начиналось по новой. Но уже после третьего замечания реакция начинала становиться все более агрессивной, а заканчивалось все в том и другом случае фразами «да пошли вы все, мы купили билеты и будем ехать так, как хотим».
Толерантность сегодня
Жизнь – не автобус, ну вы поняли. Время поездки немного длинней, да и надежда, что напрягающий сосед возьмет, да и выйдет на следующей остановке, весьма призрачна.
Толерантность как социологический термин подразумевает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию и национальности, заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. То есть все просто: живи сам и не мешай жить другим. При этом почему-то подразумевается как само собой разумеющееся, что человек другой национальности, носитель другой веры и культурных традиций должен обязательно своим присутствием сильно напрягать. Ты другой – значит, напрягаешь, и все тут. И единственной возможностью для «другого», дабы срочно «реабилитироваться», является как можно более быстрое растворение в культуре «большинства». А то смотри, вдруг у нас толерантности не хватит!
Сейчас конфликты на национальной и религиозной почве случаются все чаще, что связано, естественно, с ростом числа трудовых мигрантов. Народы, с которыми во времена СССР мы вполне себе мирно уживались, будучи разделенными призрачными границами национальных республик, теперь, когда эти теперь уже иностранцы массово едут в Россию... Так вот оказалось, что теперь для элементарного мирного сосуществования требуется толерантность в огромных количествах. Да что там иностранцы, даже вроде бы пока еще соотечественники, приезжающие из кавказских республик, тоже своим поведением способствуют такому росту потребности в толерантности, что только держись. И что, нет никакого выхода, нет перед глазами примера, когда разные культуры прекрасно сосуществуют рядом без взаимного раздражения? Рязанцам повезло, у них под боком есть Касимов.
Город без нацконфликтов
Город, где живет множество мусульман, чьи праздники отмечает все население. Город, где преступления на почве межнациональной розни отсутствуют не потому, что их не регистрируют или квалифицируют по другим статьям, а потому что их нет в принципе. Город, где прекрасно сосуществуют две различные культуры. Город, где передача мечети верующим – дело само собой разумеющееся и не вызывает массовых протестов.
Как смогли касимовские татары за сотни лет проживания в центре России сохранить свою культуру и обычаи? Тут надо ненадолго обратиться к истории.
В 1152 году Юрий Долгорукий поставил на Оке крепость, которую назвал Городец Мещерский. В 1452 году Василий Темный, который в то время воевал с Шемякой (подробности взаимоотношений того времени сами найдете в исторических источниках), пожаловал Городец своему союзнику хану Касиму за помощь в тогдашних междоусобных разборках. Сын Касима Даньяр и переименовал в 1472 году этот город в Касимов. А дальше началась у князей Московских и касимовских татар плотная взаимовыгодная военная дружба. Совместное выступление против сарайского хана Ахмата, покорение Новгородской республики, в 1480-м – удачный налет на столицу Золотой Орды, пока основные силы героически занимались «стоянием на Угре». Не буду утомлять подробностями дальнейших отношений, можно только добавить, что через Касимов Русь постоянно пополнялась служивыми людьми, «весьма сведущими в ратном деле». То есть жили вместе и вместе сражались.
Но, несмотря на столь долгое совместное проживание с русским народом, касимовские татары не только не растворились в славянской культуре, мало того, они сейчас подают нам прекрасные примеры того, как надо хранить историческую память.
Книга всей жизни
А теперь, наконец, хочу рассказать о том, что же завлекло меня в Касимов 16 марта этого года. А просто там в этот день презентовали книгу. Правда, книгу не совсем обычную: ее автору Адилю Беляеву удалось составить более 350 генеалогических схем татарских фамилий, большая часть которых проживала на касимовской земле. Труд называется «Историческая генеалогия татарского народа», сама книга весит более 3-х килограммов и является продолжением работы того же автора «Касимовские корни и современные ветви с древнейших времен». Писать ее Адиль Бакиевич начал в 1947 году, тогда учащемуся строительного техникума было всего 15 лет. Сам он говорит о своей книге так: «Главной задачей было сохранить для будущего персонифицированную память о людях и их человеческих отношениях многих поколений наших родственников. При этом цель свелась к тому, чтобы на основе многовекового и многосемейного жизненного опыта и культурного наследия своих родов, отраженных в историях родных людей, развить интерес и потребность сегодняшних поколений в более широком общении между собой, духовном сближении и понимании значимости родственных связей, ценности близкого человека, гордости за наших предков, теплоты воспоминаний и, конечно, надежды на счастливое будущее, имея такой исторический багаж. Его только надо ценить, знать и накапливать».
Сейчас Беляев Адиль Бакиевич – заслуженный строитель России, лауреат Госпремии СССР, почетный мурза, его книга «Историческая генеалогия татарского народа» вышла к 80-летию автора. Он никогда не был профессиональным историком, но этот труд стал делом всей его жизни. О своей книге он также говорил следующее: «На сегодняшний день наше родственное сообщество образует, можно сказать, единую семью из 350 фамилий, это трудно представить, и об этом мало кто знает, но ведь это родственники и не очень далекие. И какие это люди! Почти в каждом роду этой большой семьи есть известные, образованные люди – академики, доктора наук, ученые, врачи, писатели, философы, генералы, князья, предприниматели, т.е. всех званий и профессий. Это гордость не только нации, но и государства, и мира. Это, по сути, малая историческая генеалогия народа, фрагмент нации, которая когда-нибудь может вырасти в «лес династий».
На презентации книги практически не было рязанских журналистов, зато это мероприятие освещало телевидение Татарстана, оттуда прибыла целая делегация во главе с членом Президиума Госсовета Республики Татарстан, председателем Комитета по науке, культуре, образованию и национальным вопросам Разилем Валеевым.
Естественно, звучали приветственные слова от представителей касимовской татарской диаспоры, местных чиновников, писателей, просто жителей, для которых фотографии из этой книги – часть их жизни. Автор постоянно обращался к присутствующим: «Ко всем убедительная просьба – внимательно изучите книгу и внесите добавления и исправления к каждой фамилии, новые ветви с новыми фамилиями, фотографиями, для второго и исправленного издания».
Глядя на этот праздник, в голову начали приходить не очень светлые мысли. Почему-то задумался о том, что как-то не слышал о том, чтобы в Рязани вышла книга, где были бы собраны сведения хотя бы о дворянских фамилиях региона. Да и занимается ли этим кто-нибудь?
Если кто еще не совсем понял: проживающие в Касимове 1500 татар издали книгу, повествующую об истории большинства своих фамилий. Я уж не говорю о том, что они на свои деньги, не клянча у государства, восстановили мечеть и сейчас ремонтируют медресе. Причем супер-олигархов среди диаспоры как-то не видно.
Татары – второй по численности народ России. Мало кто знает, но татарские корни имеют такие фамилии как Карамзины, Рахманиновы, Ушаковы, Кутузовы, Суворовы. И да простят меня особо ретивые националисты, татары подают нам прекрасный пример того, как надо беречь свою культуру и память о предках.
А толерантность? Причем здесь толерантность? Если нация знает и ценит свои корни, которые исторически связаны с корнями, из которых вырос другой народ... Тогда слово «толерантность» становится совершенно чужеродным и ненужным. Примерно таким, как слово «терпимость» во взаимоотношениях близких
Роман СИВЦОВ