Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 21 апреля 2022 г.
Утечка умной молодежи
В западных и восточных странах с радостью ждут от 100 до 300 тысяч инженеров и программистов из России. Рязанские айтишники – не исключение

«Позвольте, но как же я буду харчеваться?» – эту немного подправленную фразу Полиграфа Полиграфыча Шарикова произнесли в начале марта сотни рязанцев, получавшие зарплаты банковскими переводами из стран Европы, Азии и Америки. Им было непонятно, как же теперь иностранцы расплатятся за работу. Вскорости после введения санкций против первых семи крупнейших комбанков страны, а потом и против Банка России в странах ЕС перестали работать банковские карты систем VISA и MasterCard, а в России – карты тех же систем иностранного выпуска.  

Основная масса наших сограждан, работающих дистанционно на европейских, американских, арабских и прочих предпринимателей и компании – это специалисты IT-сферы: программисты, специалисты по сетям, настройке систем управления, веб-дизайну. Попадаются инженеры и маркетологи, но так или иначе связанные с интернетом. Все они за последние полтора месяца уже не раз задумались, не стоит ли переехать, или как пишут их работодатели – «worth evacuating».

– У нас в Израиле призвали готовиться к примерно 120-тысячной алии (на иврите так называется возвращение на историческую родину, – А.Д.), тысяч 70 должны приехать из Украины и тысяч 50 из России, – сообщает Наталья Н., бывшая жительница Рязани, а ныне гражданка ближневосточной страны и помощница депутата кнессета. – Из зоны боевых действий понятно, почему бегут, а из мирных российских городов сформируется поток умной молодежи от безденежья.

Но там ожидают евреев. А если национальность другая?     

То переводы невозможны, то заказчик обижен

Андрей В. работает программистом уже 14 лет. После окончания Рязанского радиотехнического университета оказался на экспортном предприятии, где сначала настраивал уже существующее программное обеспечение под поставленные задачи. Потом освоил открытый код, стал создавать ПО самостоятельно. Его услугами стали пользоваться другие предприятия. И только потом Андрей получил приглашение от иностранной компании: выполняй часть общей работы, которая у тебя получается лучше всего, и получай деньги переводами на карту.     

– Карты пришлось завести в пяти разных банках, потому что в месяц приходило больше 800 евро, а при переводах больше 200 «иностранных рублей» российские банки обязаны докладывать куда следует.

Но с начала марта схема перестала работать: переводы вообще стали невозможны.

– К тому же, – признается Андрей, – мои работодатели стали говорить, что их клиенты отказываются, если им говорят, что заказ выполнит группа программеров из России: нет, мол, мы не хотим, чтобы наши деньги доставались каким-то «tovarishcham». Вот если русским, скажем, в Грузии или Латвии, – это совсем другое дело. Не знаю, правда ли это, но говорят, что если в Тбилиси сказать, что ты работал не менеджером в сети продаж, а техсотрудником в компании «Яндекс», вид на жительство выдают сразу на три года. 

Чемоданные настроения

Именно в Ригу, Тбилиси, Ереван или Астану сейчас и направляются «в длительные командировки» или на «временное место жительства» технически продвинутые россияне. Почему именно туда? Потому что там близкое по своей ментальности постсоветское общество и русскоязычная среда (да-да, Рига тоже на 90% говорит по-русски, что бы о ней ни писали недоброжелатели).

С отъездом же айтишников наша экономика теряет не столько их налоги (они их и раньше не любили платить), сколько деньги, которые они тратили раньше в транспорте, магазинах, кафе. Теперь они угрожают исчезнуть из рязанского торгового оборота и переместиться в упомянутые столицы Латвии, Армении, Грузии, Казахстана.

Могли ли наши земляки никуда не уезжать, а найти себе аналогичную работу в родной Рязани? Рязаньстат уверяет, что в нашем регионе доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте составляла в 2016 году 20,8%, а в 2020-м – 22,7%.

Областное министерство цифрового развития в начале 2022 года отчитывалось, что в регионе работает порядка 300 небольших компаний, к которым применимо понятие «IT», то есть принадлежащих к information technologies. Берутся они за довольно масштабные задачи. Одна из небольших фирм, к примеру, разрабатывает отечественные 3D-принтеры – от «железа» до программного обеспечения.

В минувшем феврале все та же официальная статистика насчитала по направлению «научные исследования и разработки» среднюю зарплату в 70 тысяч 780 рублей. Много ли где еще они смогли бы получить столько? А главное, где найти для них сопоставимый фронт работ?

Из Рязани медленно, но верно уходят представленные ранее на рынке труда международные компании: уже сделало официальное заявление руководство американской EPAM Systems, аналитики ждут реакции тайваньской D-Link (в марте она предложила новое программное обеспечение для коммутаторов и роутеров). Говорят, что активно собирают чемоданы люди, работавшие дистанционно на Asus. Разумеется, люди с семьями, недвижимостью, связями постараются остаться. Особенно те, кто выполнял заказы местного бизнеса – они могут продолжать их выполнять, пока бизнес стоит на ногах.

А остальные?  

Беспрецедентные решения

Уже в конце марта рязанский губернатор Николай Любимов провел встречу с руководителями всех крупных ИТ-компаний региона. «Темой встречи стали вопросы поддержки наукоемких предприятий в условиях санкций», – написали провластные интернет-ресурсы.

На самом деле разговор стал более предметным. Были заданы вопросы, сколько людей компании готовы не увольнять в связи с сокращением зарубежных заказов? А сколько готовы нанять дополнительно, чтобы выполнить работы по «импортозамещению»? Ведь, к примеру, кто-то же должен обновить системы управления иностранными поездами на железной дороге или программы для взаимодействия банков с китайскими партнерами. Конечно, это работа всего на несколько месяцев. Но потом ведь можно и другую найти. Через полгода начнет устаревать «родное» программное обеспечение для лизинговых самолетов иностранного производства, а апдейтов не придет.

– Сегодня есть компании, которые хотят переманить айтишников, и мы со своей стороны должны представить интересные предложения для них, – сказал Николай Любимов.

Разговор продолжился в апреле, когда состоялось еще одно мероприятие – бизнес-завтрак «IT-сфера как драйвер развития» в Рязанском политехническом институте.

– Мы готовы забрать высвобождающихся IT-специалистов к себе, чтобы мозги не утекали из Рязанской области. Предоставить им хорошие условия работы и заработные платы, – заявил руководитель Рязанского отделения Центробанка Сергей Кузнецов.

Да, в Центробанке зарплаты хорошие. Сейчас там работают примерно 200 специалистов в цифровой сфере, есть возможность нанять еще 100-150. Остается понять, смогут ли в консервативном госучреждении обеспечить «тепличные условия» людям, привыкшим то всю ночь напролет писать программы, сидя перед жидкокристаллическим экраном в трусах и тапочках, то потом, сдав работу, целый день спать с чувством выполненного долга.  

Министр цифрового развития региона Андрей Ульянов считает, что встречаться чиновникам и бизнесменам надо чаще – руководители предприятий, использующих цифровые технологии, должны понять, что государство на многое ради них готово.

Например, дать госзаказы на проведение разных секторов цифровизации госучреждений – об этом говорится уже много лет.

Или быстро оформить создание IT-кластера, что позволит снизить налоги, открыть доступ к услугам государственных вузов и их лабораторий.

Или предложить услуги рязанских программистов партнерам из стран Азии и Африки, где сейчас проходят передвижные выставки – шоурумы. В том числе в Индии и Китае, то есть на крупнейших развивающихся рынках сбыта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Семь дней до будущего. Как семье рязанского IT-специалиста удалось эмигрировать в Грузию после начала «спецоперации»

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Алексей Дариков