– Эй, боров, ты же донор! Иди жир сдавай!
– А ты, очкастый, давай геометрию грызи! Ты же туп, как сибирский валенок! Смотри, циркулем не поранься!
Такими обидными обзывалками мы обменивались с товарищем в восьмом классе обыкновенной рязанской школы. Правда, смысл подобных дразнилок был даже не в том, чтобы задеть однокашника. Главная цель – вызвать смех и одобрение приятелей.
Спустя тридцать с лишним лет многие наши ровесники, изрядно поседевшие и ожесточенные жизнью, разбрызгивая эпитеты, уже не стремятся спровоцировать хохот ближнего и дождаться поощрения. Все чаще словесные перепалки заканчиваются глубокой заморозкой отношений, которые совсем недавно были доверительными или как минимум доброжелательными.
Да и колкости среди сегодняшних взрослых касаются вовсе не внешних изъянов и способностей к разным научным дисциплинам.
– Либераст, гнида госдепанутая, моральный кастрат, мразь прозападная, – слышатся едкие проклятия с одного фланга.
– Путиноид, кремлебот, ватник зомбированный, попугай телевизионный, – летят им навстречу клейкие ярлыки с другого.
При этом разгоряченные собеседники убеждены, что по-настоящему любят свою родину – и малую, и большую, они много читали, видели и слышали, каждый из оппонентов умеет здорово работать и готов помочь ближнему. Но политика, особенно внешняя, и список врагов, особенно внутренних, способны с феноменальной быстротой распалить и одновременно рассорить старых товарищей, добрых друзей, близких родственников. Подходящее вам словосочетание можете выбрать сами.
В детско-юношеские годы после перепалки, даже если она перерастала в драку, мы с дворовыми ребятами поразительно быстро мирились. Куда больше вещей нас объединяло, чем разобщало. Забыв обиды часовой давности, мы играли в футбол на поле совсем рядом с оживленным Московским шоссе, мастерили тачки на подшипниках, сажали кусты напротив подъезда, ладили конуру для бездомной дворняги.
Сейчас, в далеком от нежного возрасте словесные щелчки и оплеухи почему-то сильнее задевают жаждущую справедливости душу. Или нам уже почти что не с кем созидать?
Наверное, выплеснуть солидную порцию яда на несогласного с нашей точкой зрения куда легче, чем засыпать щебенкой ямы около контейнерной площадки во дворе, ввернуть перегоревшую лампочку на лестничной клетке, навестить вместе с друзьями старого учителя, помочь вещами, продуктами, книгами, скромной суммой либо какими-нибудь еще проявлениями человеческого участия тем, кому в это драматичное время живется намного тяжелее и горше нашего?
Мне почему-то кажется, что, если хватит пороху на маленькое чудо, то для залпов по оппонентам он уже не понадобится.
Иллюстрация: Георгий Титов
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Бомби его, ребята!». О «денацификации» в отдельно взятом рязанском дворе
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас