Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№23 от 21 июня 2018 г.
Птицы большого пролета
 Праймериз «Единой России» стали жестоким разочарованием для целого ряда действующих депутатов Рязанской городской Думы от партии власти

Всего в городском парламенте 33 единоросса. Пятеро из них вообще не участвовали в предварительном голосовании. Теперь обо всех по порядку.



Алексей Баталов из группы строительных компаний «Единство» – лоббистских возможностей в выстроенной как солдатская рота Думе все меньше и меньше, для бизнеса такого уровня отдельно взятый мандат практически ничего не дает. Кроме того, личные обстоятельства Баталова чреваты скандалами, и лучше не привлекать к себе лишнего внимания.

Александр Мороз, бывший гендиректор завода «Красное знамя». Не только потерял свой главный и единственный ресурс – директорскую должность, но и проходит по уголовному делу о махинациях на предприятии. Дело Следственным комитетом возбуждено непосредственно в отношении Мороза и, по идее, он уже давно должен был сложить мандат – «Единая Россия» декларировала принцип отстранения от должностей своих представителей, ставших фигурантами расследований. Однако Морозу дали досидеть созыв.

Владимир Швецов. Слетел с должности главврача поликлиники №14 и как депутат тоже стал никому не нужен. А ведь на прошлых выборах считался протеже лично главы рязанской «Единой России» Аркадия Фомина, имел виды на руководящее место в гордуме, шел в округе против одного из самых сильных соперников ЕР Семена Сазонова (его сняли с выборов по смехотворным основаниям, сейчас он работает гендиректором энергетического гиганта «Квадра», стал одним из самых влиятельных рязанцев на федеральном уровне).

Виктор Гуров бывший ректор радиоуниверситета. То же самое – за время депутатства лишился прежней руководящей работы.

Николай Плетнев, директор Дворца молодежи. Он никуда не уходил, но в список был включен для проформы, реально от политики далек, депутатом стал почти случайно при перераспределении мандатов в ходе перехода депутатов на другие работы.

А вот другие девять действующих депутатов на выборы заявились, но не получили «проходные» места на праймериз. Таковыми являются первые два места – один из победителей получает выдвижение в округе, другой – во главе внутримуниципальной группы. Для всех участников политического процесса очевидно, что результат этого голосования – дело рукотворное, масштабы самой вульгарной «рисовки» были заоблачные, и во многих случаях получившиеся цифры отражают лишь симпатии кураторов распределения мест в списке. Правда, в некоторых случаях нежелательные персоны сумели обеспечить подконтрольную им явку и несколько нарушить планы организаторов. Но не стоит забывать и о том, что праймериз носят рекомендательный характер, а после выборов опять же возможно определенное перераспределение мандатов, и некоторые из тех, кто не попал на первые места во внутримуниципальных группах, может быть, смогут рассчитывать на мандат. Впрочем, вряд ли это касается тех, кого демонстративно поставили на последние места при «подсчете голосов».

Из непрошедших огромный результат – 89,12% – показала ветеран гордумы 70-летняя Роза Ризатдинова в округе № 18, который представляет с 2000 года (18 лет!). В 2001 году Ризатдинова лишилась должности директора мясокомбината и с тех самых пор мандат играет важнейшую роль в ее жизнеобеспечении. Переизбиралась она, опираясь на классическую сеть тетушек, с которыми, в отличие от многих коллег, имеющих такую же сеть, еще и умела находить действительно общий язык, не сильно отличаясь от них ментально. Ризатдинова на третьем месте, на втором – зампредседателя Совета директоров «МКБ им. С. Живаго» Денис Рябых с 91,44% (у каждого избирателя было более одного голоса, поэтому сумма голосов не равна 100%). Это один из двух случаев минимального разрыва.

Депутат Сергей Караев получил 36,36%, он третий, ему предпочли другого строительного бизнесмена Алексея Никонова и экс-министра труда Юлию Рокотянскую. Сейчас она – гендиректор Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства. На этом приличные результаты у не прошедших депутатов заканчиваются, у остальных совсем мало.

Анатолий Бороненков получил 8,27%. Он был маловлиятельным депутатом одного созыва, получил за это время синекуру директора спортшколы, должен быть рад и этому.

Примерно такая же история с директором 69-й школы Татьяной Детко. Она попала в прошлый созыв в силу каких-то очень субъективных причин, которые перестали играть роль к новым выборам. Ресурсов для того, чтобы замотивировать соответствующие инстанции в своем переизбрании, у директора школы нет.

Главный облом – Евгений Зызин. Процент, который получил глава исполкома рязанского отделения ОНФ, вообще неизвестен – ЕР огласила результаты только по первым пяти местам, Зызин не вошел даже в пятерку. К слову, у пятого в его 8-м округе – 3,52%. Похоже, когда новая власть постоянно талдычит о цифровой экономике, открытости в соцсетях и всяком таком, она все же имеет в виду что-то не то.

Кроме Ризатдиновой с носом оставили еще четырех ветеранов.

Единственный полицейский (в его бытность – милиционер) в гордуме Александр Кошелев получил всего 20,73% и стал четвертым в 13-м округе.

Первые места взяли два новых в рязанской политике коммерсанта (о победителях – в следующих материалах). Главный думский остряк депутатствует с 2000 года. В середине 90-х он, перейдя в исполнительную власть из органов внутренних дел, занимал такую экзотическую должность, как советник главы администрации области по вопросам борьбы с организованной преступностью. Сейчас официальным местом работы Кошелева числится ПАО «Квадра» во главе с упомянутым Сазоновым.

Александр Сидоров с 26,83% на втором месте уступил директору 47-й школы Ольге Донцовой, которая проиграла ему выборы в прошлый раз, выдвигаясь от «Родины». Главным соперником Сидорова тогда, в 2013 году, стал главред рязанской «Новой газеты» Алексей Фролов, по официальным данным, занявший второе место. Штаб Фролова вскрыл колоссальные фальсификации в округе – около 20 «карусельщиков», которым УИКи выдали бюллетени, при том что в паспорте стояла регистрация, не имеющая отношения к округу, была вынуждена задержать полиция. Даже по самым скромным подсчетам, прямых вбросов и других махинаций можно смело ставить под сомнение победу Сидорова в 2013 году.

Владимир Сорокендя с 15,54% третий во втором округе. С Сорокендей тоже был связан фальсификационный скандал: в 2011 году, когда он возвращался в гордуму на довыборх, в его округе был зафиксирован вброс и отменены результаты голосования на одном из участков. Бизнесмен Сорокендя, будучи депутатом, получил еще и место директора муниципального предприятия «Информационно-кадастровый центр».

Главный в городском парламенте специалист по коммуналке Игорь Яшин всего лишь четвертый с 11,55% в округе №10. За все время депутатства Яшина никто в Думе так и не увидел конфликта интересов в том, что он является одним из наиболее активных игроков на рынке ЖКХ и возглавляет профильный комитет.

Кроме депутатов, в лидеры не прошли и некоторые другие статусные персоны, в праймериз участвовала не только массовка. Помимо нескольких бизнесменов, решивших поиграть в политику, это главный врач рязанской «скорой» Сергей Леонченко (не вошел даже в пятерку по 19-му округу), ректор сельхозуниверситета Николай Бышов (третье место с 30% в округе №13). За бортом остались две активные функционерки рязанской «Единой России» – Татьяна Баринова (25% и третье место в шестом округе) и руководитель приемной ЕР Елена Синицина (третье место в округе №7 с 53%). Но именно в их случае можно вспомнить и о перераспределении мандатов за счет отказавшихся и о других способах подкорректировать итоги праймериз.
Константин СМИРНОв