Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№23 от 21 июня 2018 г.
Патина времени
 Художник Денис Чернов – о гибридной живописи, арт-колонии под Рязанью и влиянии творчества на личную жизнь
 
 
Как правило, многие российские творческие люди, как и простые обыватели, стремятся осесть если не за рубежом, то хотя бы в обеих столицах, где и больше возможностей, и уровень жизни выше. Но пример украинского художника Дениса Чернова, переехавшего в Рязань несколько лет назад, доказывает, что у правила всегда есть исключения. Сегодня Денис стал гостем «Новой» и рассказал о смене жительства, своих необычных замыслах и творчестве в качестве живописца и графика.
 


– Хотелось бы для начала узнать о причинах, побудивших вас с семьей переехать из Украины в Россию. Конечно, если вы захотите их озвучить.
 
– Они, честно говоря, болезненные. Жалко, что все так складывается. Мы не сильно рвались куда-то уехать. Но я не сильно расстроен, что так сложилось. По крайней мере, лично у меня. Понимаю, у многих все складывается намного сложнее. Но у нас все хорошо, есть мастерские и дом. Есть заработок. Это, в первую очередь, зависит не от везения, а от личных качеств каждого человека. 
 
– На момент вашей персональной выставки в рязанском филиале института культуры весной прошлого года, где преподаете, вы получали гражданство РФ. Получили? 
 
– Мои жена и дети являются гражданами России. А у меня очень много работы, и мне некогда заниматься данным вопросом. У меня пока есть только вид на жительство.
 
– Почему выбор пал именно на Рязань?
 
– У моей жены Кати родня из Рязанской области. А мои близкие по отцовской линии – из Костромы и Волгореченска. К тому же есть родственники в Курске, Орле, Волгограде и Ростове. Достаточно большая география выходит. Хотя к Рязани наш род никакого отношения не имеет, в итоге получилось вот так.
 
– А сменить место жительства нет желания? Например, переехать в Москву.
 
– Например, в Кострому я бы не захотел ехать из-за климата. Честно говоря, и в Рязани довольно прохладно, если сравнивать с тем же самым Харьковом. Жить в столице я не хочу, поскольку в городе очень много людей. Толкаться там нет никакого желания. Конечно, мне нравится Москва, но я люблю приезжать туда в качестве гостя. 
 
– Давайте перейдем к вашему творчеству. У вас весьма интересный жанр в живописи. Вы часто изображаете какие-то элементы архитектуры, окна, двери, кирпичную кладку. 
 
– Да. Можно сказать, это мой любимый жанр. Если его характеризовать с точки зрения искусствоведения, то он лежит на стыке двух жанров. Это одновременно натюрморт и пейзаж. Но ни к тому, ни к другому жанру в чистом виде не отнесешь. Как кусок двери сопоставим с пейзажем? С другой стороны, это и не натюрморт, никто его не ставил специально. Мне нравится писать такие архитектурные фрагменты, вообще люблю этой темой заниматься. Отмечу, что в данном жанре я не одинок. Но с точки зрения соотношения количества художников, занимающихся подобной темой, их совсем немного. Поэтому, повторюсь, это самая моя любимая тема. Старые двери, окна, кусочки стен, дырки и трещины в них. В общем, мне нравится тема, которую образно можно назвать «Патина времени». То есть то, где время запечатлевается в своем неумолимом апокалипсическом понимании.
 


– Кстати, здесь, в вашей мастерской, я заметил несколько работ в жанре «ню», которых раньше не видел на выставках.
 
– Жанр «ню» у меня достаточно востребованный. Он весьма специфический, ему и зритель нужен, и покупатель. Эта тема прекрасна тем, как считают некоторые, что человек является венцом природы. Действительно, если рассматривать человеческое тело как часть природы, мне оно нравится. А вот заниматься в своих работах психологией каждой личности мне не интересно. Хотя, думаю, со временем я к этому приду.



– Помимо живописи вы же еще увлекаетесь и графикой.
 
– Долгое время я себя мыслил как график, в основном работал в технике карандашного рисунка. В общем, это определило, что я пошел в институт на отделение графики. У меня действительно есть склонность к графическому мышлению, что проявляется в некоторых живописных произведениях, где я использую графические приемы. Со временем я начал больше ездить на пленэры и почувствовал, что и живопись у меня пошла. Учитывая то, что в художественном училище я обучался на живописном отделении, у меня сложилась хорошая база. Поэтому я решил пойти в двух направлениях: в графике и живописи.
 
– Вы являетесь членом Союза художников Украины, а в 2016-м стали членом Союза художников России. Какие-нибудь различия между объединениями есть?
 
– Фактически и та, и другая организации – прямые наследники Союза художников СССР. Конечно, после распада Союза они приобрели некие специфические черты. Хотя многое у них сходно: одна база, одна отправная точка. Я очень благодарен СХР, поскольку и у меня, и у жены есть мастерские. Кстати, моя супруга тоже состоит в союзе. 
 


– Ваша супруга Екатерина – художник-иллюстратор. А осенью прошлого года у вас с ней состоялась общая выставка. Как вообще совмещается ваша творческая деятельность? Как-то дополняете друг друга, что-то подсказываете, а, может быть, мешаете в чем-то?
 
– И соприкасаемся в творчестве, и подсказываем, и помогаем друг другу. У нас нормальный творческий союз. Особых противоречий не существует. Опять же, хорошо, что у нас есть две мастерские. Благодаря этому мы можем уединиться и работать по своим творческим принципам.
 


– В заключение задам дежурный вопрос о планах на будущее.
 
– У меня появилась идея создания некоего центра для любителей и профессионалов, всех тех, кто хочет окунуться в мир искусства. Желательно сделать его за пределами города в виде своеобразной арт-колонии, где можно заниматься разными видами искусств и востребованной сейчас арт-терапией. Кроме того, на базе Дома художника открылась офортная мастерская, где любой желающий сможет познакомиться с уникальным жанром графики «офорта». Это как раз небольшой шаг на пути к созданию центра. И существует еще один проект, который уже сейчас функционирует и активно развивается. Это онлайн-школа «Академика», где я преподаю. Поэтому помимо творческих замыслов появилась дополнительная нагрузка и в виде преподавательской деятельности.
 


Справка «Новой»
 
Денис Чернов родился в городе Самбор Львовской области. В 1998 году окончил Харьковское художественное училище, затем в 2004-м Харьковскую государственную академию дизайна и искусств. Далее попеременно преподавал в обоих учреждениях. С 2008 года является членом Союза художников Украины. В 2014-м с семьей переехал в Рязань, где с 2015 по 2016 годы преподавал пластическую анатомию в Рязанском художественном училище. Теперь обучает академическому рисунку студентов МГИК. В 2016-м вступил в ряды Союза художников России. Участник многих выставок. Награжден медалью «Талант и призвание» Международной ассоциацией «Миротворец».
 
Фото автора
Георгий ТИТОВ