Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№32 от 21 августа 2014 г.
Полярный патриотизм
Экспедиция рязанца Михаила Малахова увидела на Шпицбергене следы практически всех эпох из истории нашей страны


 
Экспедиция Михаила МАЛАХОВА на арктический архипелаг Шпицберген – одновременно исследовательская и историческая. Главная ее цель – обнаружение геодезических знаков Дуги меридиана Свальбард, которые поставили там российские и шведские исследователи в 1898–1902 годах.
 
Прежде всего, это дань их памяти, сбор материала для публикаций, от которых у любого патриота России проснется национальная гордость. Одновременно путешествие по следам ученых прошлого позволяет увидеть произошедшие за столетие с лишним изменения в геодезической сети, и эта информация уже представляет научную ценность. 
 
– Михаил Георгиевич, где вы находитесь? – с этого вопроса начинается каждый сеанс спутниковой связи с известным рязанским полярником. 
 
– Примерно километр от мыса Ошибок, – отвечает далекий голос и дает координаты: столько-то градусов и минут северной широты, столько-то – восточной долготы.
 
За продвижением экспедиции Михаила Малахова в пресс-службе «Прио-Внешторгбанка» легко следить по онлайн-карте Норвежского полярного института. Она подробная, но... на норвежском языке. Когда Малахов называет мыс Ошибок по-русски или Уэйлс-Хэд по-английски, лишь с помощью словаря выясняешь, что это норвежские Mistakodden и Hedgehogfjallet.
 
Во время первого этапа экспедиции – похода по леднику – самые эффектные находки были сделаны на горе Чернышова. Здесь возле геодезического знака команда астронома Александра Васильева оставила в 1901 году деревянно-металлический трехцветный российский флаг (от него уцелела примерно четверть), а в металлическом тубусе – два термометра, которые сто с лишним лет измеряли минимальные и максимальные температуры. Интересно, что в тубус поместили записки четыре полярных экспедиции последующих лет. А англичане, побывавшие на горе в 1953 году, оставили книжечку меню коронации королевы Елизаветы II, начинающееся с... русского салата. 
 
Русского на Шпицбергене много. На северных норвежских островах, где русские поморы обосновались даже раньше норвежцев – еще в допетровские времена, – сегодняшние россияне могут увидеть одновременно следы практически всех эпох из жизни нашей страны. Вот путешественники ходят по лужайке, где можно увидеть остатки поморских изб. Вот бухта, где зимовала экспедиция, план которой составлял выдающийся ученый Михаил Ломоносов. А вот уже домик экспедиции Владимира Русанова, о поисках которого в советское время повествует книга Вениамина Каверина «Два капитана». 
 
Дальше – шахты советского периода и до сих пор стоящие панельные дома времен «застоя». Российские шахтеры работают на Шпицбергене и сегодня.
 
Вторая часть экспедиции проходила по морю. На Шпицбергене сейчас полярный день. Исследователи круглые сутки двигались вдоль побережья и высаживались около всех гор, на которых должны были стоять знаки. Все найдены и зафиксированы. Разысканы и все три таблички с текстом «Русское градусное измерение», выбитые унтер-офицером Дмитриевым. 
 
Кроме того, масса впечатлений осталась от посещения музеев в русских поселках Баренцбург и Грумант, а также от общения с местной фауной: полярникам показывались тюлени, моржи и северные олени. 
 
– Приятно, когда ты имеешь возможность читать без прикрас живую историю российских полярных исследований, когда идешь по следам, оставленным самоотверженными, отчаянными и знавшими свое дело людьми, – сказал Михаил Малахов во время одного из сеансов связи. 
 
Да, патриотизм флага в полярных широтах отличается от патриотизма надписей на пляжных майках.
 
Владимир ФРОЛОВ