Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№44 от 21 ноября 2013 г.
Выбираю, ибо абсурдно…
В Рязанской области на местных выборах с участков удалили ВСЕХ общественных контролеров из Москвы


 
Выборы в Рязанской области в последние годы вообще славятся возрастающим нарушением закона со стороны членов избирательных комиссий, однако то, что случилось в минувшее воскресенье в Шацком районе, даже для Рязани как-то чересчур. Такого, чтобы со всех участков выгоняли скопом всех представителей СМИ, приехавших наблюдать выборы из Москвы, не имея к ним никаких претензий, еще не было.  Причем, как понятно из рассказа непосредственной участницы «московского десанта», угрозы для каких-то фальсификаторов общественные наблюдатели не представляли, выборы проходили спокойно и, скорее всего, более-менее честно. И поэтому трудно понять, чего больше было в неожиданном решении Территориальной избирательной комиссии Шацкого района: природной глупости или патологический трусости. Тем не менее Рязанщину эти люди опять «прославили» на всю страну.
 
Рязанская область хорошо запомнилась опытным наблюдателям еще с времен выборов в Касимове 22 июля 2012 года. Поэтому, когда появилась возможность впервые после единого дня голосования 2013 года отправиться на выездное наблюдение на Рязанщину, девятеро смелых общественных контролеров не сомневались: их выбор пал на Агишевское сельское поселение Шацкого района. Интерес к повторным выборам главы проявили корреспонденты сразу четырёх изданий – «Гражданский голос», «За права человека», «Яблоко России» и «Клерк.Ру». Вооружившись направлениями, мы отправились в путь.
 
Для агишевцев высадка наблюдательского десанта стала сюрпризом, притом не самым приятным. Несмотря на то, что в субботу удалось встретиться со всеми кандидатами, к нашему прибытию отнеслись очень настороженно. Как удалось выяснить позже, очередные выборы главы поселения были назначены на единый день, но сорвались из-за снятия одного из двух оставшихся кандидатов прямо накануне дня голосования. Поэтому, несмотря на расширившийся по сравнению с сентябрем список, боялись повторения сценария. Полноценного сотрудничества так и не получилось.
 
Обычно когда кто-то из нас отправляется на наблюдение, мы желаем друг другу скучных выборов. И минувшие выборы в Агишевском вполне могли бы стать именно такими. Но уже в первой половине дня что-то пошло не так. Однако обо всём по порядку.
 
Как известно, день голосования начинается не с открытия помещения для голосования для избирателей, а с подготовки к работе. Журналисты, как и другие участники наблюдения, имеют полное право присутствовать на участке и освещать процесс. Однако вопреки обыкновению мы приехали уже к открытию участков для избирателей. Встречали нас всей комиссией. Без проблем внесли в реестр присутствующих, ответили на вопросы, – и мы садимся наблюдать.
 
Численность списочного состава избирателей типична для небольших сельских участков – 240, 280 и 420 человек на три участка. Традиционно высокий процент заявок на голосование вне помещения, поскольку в границах участка как правило оказывается несколько сел, в которых проживают преимущественно люди старшего возраста. Традиционно высокая активность избирателей с самого утра. К полудню мы обнаружим, что проголосовали уже около половины жителей сельского поселения.
 
Отношение к нам слегка настороженное, но доброжелательное: приглашают выпить чаю или поговорить о жизни. Грубых нарушений или признаков подготовки к ним мы не видим, жалоб никто не пишет, замечаний не делает. Всё проходит спокойно до тех пор, пока…
 
В какой-то момент ближе к полудню на 738 участке появляется хорошо одетая молодая женщина, которая представляется членом Шацкой Территориальной комиссии Карькиной Н.Н. Затем она вместе со спутницей появится на 739 и 740 участках. И с их появлением куда-то исчезает спокойная и доброжелательная атмосфера. Уже вечером, когда все УИКи сдали протоколы, я заезжаю в ТИК Шацкого района, чтобы передать жалобу. Беседуем с председателем, она вдруг сухо упоминает, что «обстановка была очень напряжённой». Действительно, соглашаюсь я, Наталья Карькина и ее спутница-инкогнито создавали очень напряженную атмосферу на участках. Зачем это делалось и кому от этого стало лучше – неясно.
 
Но все это будет позже, а пока на час-полтора госпожа Карькина берет на себя роль не только «вестника Апокалипсиса» в отдельно взятых комиссиях, но и эдакого завуча по воспитательной работе, которая пытается выбить наблюдателей из равновесия, отпуская в их адрес достаточно провокативные замечания и комментарии и рассуждая о морали и несправедливости жизни. Выглядит, кстати, довольно смешно. Ещё смешнее выглядит тот документ, которым она размахивает, пытаясь побудить полицейского вывести нас из помещения или добиться того, чтобы мы ушли сами.
 
Увидеть решение с оригиналом подписи и печати мне удаётся минут через 40 после настойчивых просьб и вопросов, оставшихся без ответа. До этого показывают только незаверенную копию. На просьбу выдать копию – предлагают тот же самый лист. Заверить для суда – отказываются, но издевательски советуют идти обжаловать. Вызываем наряд полиции, вместе с полицейскими подхватываем удаленную коллегу с 740 участка и едем писать заявления.
 
На 740 участке в это время – новая цирковая программа. Неожиданно для функционеров на участке оказываются представители нового, не упомянутого в решении об удалении издания. С помощью телефонных переговоров госпожа Карькина начинает сооружать аналогичное решение и в отношении этих двух журналистов.
 
Тем временем журналисты с 738 участка, получив копию решения на руки, готовятся обжаловать его в суде. К вечеру семь заявлений зарегистрированы в полиции, по ним уже даны девять объяснений. В суд вызван дежурный судья, слетаются заявители. В восьмом часу вечера судья В.Н. Логвин выносит определение об оставлении дела без движения. Это означает, что вернуться на участки на подсчет бюллетеней возможности у нас уже нет. 
 
Уже совсем вечером едем в ТИК. Документы с участков сданы, итоговое заседание проведено. Явка на выборах составила чуть более 65% – более чем блестящий результат для муниципальных выборов, учитывая, что к обеду проголосовали уже около половины избирателей, и никаких признаков массовых фальсификаций или вбросов мы не заметили.

Уверенную победу одержал и.о. главы поселения Николай Батьков, который занимал эту должность с 2009 года. Он же выдвигался кандидатом на несостоявшихся выборах. Чем он заслужил столь неуважительное отношение администрации? И чем заслужили его члены комиссий, наблюдатели, избиратели – местные жители? Из нашего общения с ними у меня сложилось впечатление, что они очень рассчитывают на поддержку и помощь со стороны администрации как района, так и области. А происходившее в середине дня на избирательных участках было для них настоящим шоком и неожиданностью. 
 
Мы, кажется, уже привыкли к театру абсурда во многих сферах нашей повседневной жизни. Но не помню ни одного наблюдения, где события разворачивались бы в стиле Ионеску. Впрочем, надо же с чего-то начинать…
 
Анастасия ИЛЬИЧЕВА
Москва – с. Агишево Шацкого района Рязанской области – Москва
Анастасия ИЛЬИЧЕВА