Новый главреж театра драмы готовится провоцировать Рязань
Театральный сезон в городе набирает обороты. Все спешат заявить о своих планах, стремясь привлечь внимание зрителя к будущим афишам. Открыв сезон новой постановкой, театр драмы вновь объявляет о премьере: 22-23 ноября на большой сцене выйдет «Машенька» Владимира Набокова.
Интригует уже одно только имя Набокова, который является редким гостем на театральных подмостках. Примечательно и то, что «Машенька» станет первой работой заслуженного артиста России Сергея ВИНОГРАДОВА в качестве главного режиссера Рязанского театра драмы. Предстоящей премьере была посвящена пресс-конференция, прошедшая в театре 15 ноября. А поскольку Виноградов впервые появился перед журналистами в должности главрежа, то, разумеется, разговор не мог ни коснуться и других его планов.
Ужасаться, удивляться, восхищаться
– Я приехал работать, – кратко и емко высказался Сергей Виноградов. – Хочется многое изменить в этом театре. Люди здесь собрались замечательные, я имею в виду и труппу, и руководство, и технический состав. Действуют две отличные площадки: большая и малая сцена. Поэтому хочется вдохнуть в театр новое дыхание. Главный принцип – разнообразие. Чтобы не было перекосов в репертуаре. Чтобы каждый зритель смог найти спектакль по своей душе и по своему уровню театральной подготовки. Театр, на мой взгляд, существо живое и с точки зрения восприятия многоступенчатое. Восприятие каждого спектакля – это пирамида. Нижний слой, самый широкий, воспринимают все. Срез чуть повыше – уже меньшая часть зрителей. Верхушку воспринимают единицы. Но моя задача сделать так, чтобы никто не остался разочарованным.
Наметив такую перспективную цель, главный режиссер раскрыл основные направления работы. В театре будет реализовано сразу несколько репертуарных программ. Первая – это необычная классика: спектакли по неизвестным пьесам классических авторов, либо новое прочтение популярных пьес неожиданным театральным образом. Вторая – мелодрамы: в планах вернуть на сцену этот так любимый публикой жанр. Кроме этого на сцене появится больше танцев и песен. Следующая, предновогодняя, премьера – «Щелкунчик» по пьесе Юля Кима – как раз из таких музыкальных спектаклей, требующих от артистов серьезной вокальной и танцевальной подготовки.
Серьезные планы связывает Сергей Виноградов с малой сценой, которая будет работать как экспериментальная площадка, «где происходило бы нечто спорное, заставляющее ужасаться, удивляться, восхищаться». Ориентируясь на молодого зрителя, руководство театра готово изменить и вечернее время показа спектаклей, перенеся его на 21-22 часа. Впрочем, такое позднее начало уже привычное дело во многих театрах Москвы. Переведя Рязань на столичное время, Виноградов обещает ей и другие неожиданности:
– В Москве провокацией уже никого не удивить. Мне хочется, чтобы Рязань в своем театральном образовании также прошла эту стадию. Через провокацию надо пройти, чтобы привыкнуть и повзрослеть. Провокационные темы, неординарные театральные ходы я вам обещаю.
И постоянная публика театра драмы знает, что режиссеру есть чем подтвердить свои слова. В городе уже идет несколько спектаклей Виноградова, а последняя его работа «Мертвая обезьяна» действительно оказалась провокационной и получила резонанс. В этот уик-энд зрители смогут оценить и новую постановку.
Реальное и воображаемое
«Машенька» – первое большое прозаическое произведение Владимира Набокова. Представить образную, многослойную прозу Набокова на сцене – задача не из легких. В чем признался и сам режиссер, открыв, что главной трудностью стало написание инсценировки:
– Над инсценировкой я работал очень долго. Это первый русский роман Набокова, но в пьесу собраны образы, черты, диалоги всех его русских романов. Хочется снять с Набокова наносную личину элитарного автора: якобы Набоков – это сложно и тяжело, это снобизм и холод. Он мой любимый писатель, и я хочу эти мифы развеять. Работая над текстом, я позволил себе многое прибавить: театр все-таки строится на диалоге.
Ну а рязанские поклонники Виноградова уже успели почувствовать, что его театр во многом строится еще и на пластике. Действие романа происходит в 1924 году в пансионе в Берлине, где живут русские эмигранты. Сосед по комнате показывает главному герою фотографии своей жены, которая должна вскоре приехать. И в ней тот узнает первую и главную любовь всей своей жизни. Историю любви, воздушную, пронзительную и тонкую, видит в этом романе режиссер и излагает ее хореографической лексикой. Через пластику обретает плоть иллюзорный мир воспоминаний, который словно бы противопоставляется гиперреалистичному существованию героев в Берлине.
– На две темы хочется обратить внимание, – продолжает Сергей Виноградов. – Набоков считал, что воображение реальнее яви, что память и человеческая фантазия могут творить больше, чем то, с чем человек сталкивается в жизни. Поэтому роман, проживаемый главный героем в воображении, ярче, острее и вдохновеннее, чем то, что происходило в реальной истории. И второе. Меня не очень волнует тема эмигрантская, про нее уже много сняли и многое сказали. Мне гораздо важнее тема внутренней эмиграции, когда можно быть одиноким человеком в собственной стране. Знать, что за окном течет жизнь, к которой ты не причастен. Я хочу зацепить это состояние в обществе. Что-то поменялось за последние 20 лет. И целый слой русских людей стал чувствовать себя лишним. Хотелось бы, чтобы эта тема прочиталась через строки Набокова.
Спектакль был создан в короткие сроки: всего за три недели. Но ничего рекордного в этом нет: как признался режиссер, он не любит долго репетировать, а предпочитает «ошарашивать артиста, чтобы тот чувствовал себя не в своей тарелке до самой премьеры». Сами же «ошарашенные» артисты, участвовавшие в пресс-конференции, отметили, что трудность была не столько в скором вводе, сколько в сложности самого материала.
– Такая роль – большой подарок, – признался исполнитель роли Ганина Роман Горбачев. – Эту роль нельзя играть. Ей надо жить, каждую секунду. И это самое сложное.
– Безумно трудно и безумно интересно: все это понять и пропустить через себя, – высказался и засл. арт. России, исполнитель роли Алферова Александр Зайцев.
Однако, несмотря на все нагнетаемые сложности, спектакль отнюдь не обещает быть мрачным. Артисты сулят много смешного, гарантируя хорошее настроение зрителю.
– Сергей Александрович поставил мне сложную режиссерскую задачу, – поделился анекдотом Сан Саныч Зайцев, – спеть романс «Отвори потихоньку калитку» и не попасть ни в одну ноту! «Это ко мне? – удивился я. – Ничего сложного!». Конечно, я не попал ни в одну ноту – я их не знаю.
Впрочем, у спектакля совсем другая задача – попасть в унисон со зрительским восприятием. И как он прозвучит – покажет премьера.
Вера НОВИКОВА. Фото Андрея ПАВЛУШИНА