Рязанская «звездочка» Евгения АСАНОВА – о «волшебном пинке», партии Федора и интимной обстановке
В начале 2010-х рязанских поклонников джаза ждал приятный сюрприз. У «Feelin’s» появилась новая вокалистка, совсем юная девочка, школьница. Но стоило ей запеть, как у людей буквально открывались рты – настолько мощно звучал голос. Звали ее Евгения Асанова. Вскоре она уехала из нашего города, и временами доходили про нее сумасшедшие новости – например, что подросшая Женя выступает теперь в Большом театре. Недавно после долгого перерыва Асанова выступила в Рязани – хороший повод расспросить молодую «звездочку», что же с ней сейчас происходит. Сегодня Евгения – гость рязанской «Новой».
– Многие рязанцы помнят тебя как юную голосистую вокалистку группы «Feelin’s», которая часто «зажигала» на концертах этого легендарного местного коллектива. Что случилось, почему так резко перестали сотрудничать?
– Да, прошло уже семь лет с нашего последнего совместного выступления, а кажется, будто вчера. Это был очень яркий период в моей жизни, и я всегда с теплом вспоминаю ребят – долгое время мы существовали как одна семья. Когда пришла в группу, мне было 14 лет, я училась на фортепианном отделении музучилища. «Feelin’s» стали для меня входным билетом на вокальную сцену. Но академическое музыкальное образование дало о себе знать, и в какой-то момент я решила, что это не мой жанр. Перевелась в училище на отделение академического вокала и вскоре поняла, что совмещать эстраду и оперу – это не быть ни тут, ни там. Мне было очень тяжело принять то, что я должна сделать выбор. Но ни о чем не жалею, благодарна, ведь это были прекрасные и плодотворные годы. Я получила опыт, плоды которого помогают мне и сегодня в спектаклях.
– Теперь исполняешь, в основном, классический репертуар, в том числе в спектаклях Большого театра. Расскажи, как вышло, что однажды рязанская девушка оказалась вдруг на сцене самого престижного и статусного музыкального театра нашей страны.
– Это история из разряда невероятных. После окончания колледжа меня пригласили в Ростовский музыкальный театр. Там же поступила в консерваторию. Казалось, что в Ростове-на-Дону задержусь надолго. Я поучаствовала в постановке «Евгения Онегина», все были довольны. Тогда уже задумывалась о том, чтобы попробовать поступить в Молодежную программу при Большом театре, просто думала, что нужно еще поработать, набраться опыта. Но что-то пошло не так. Я до сих пор не знаю истинной причины, но в последний момент ростовский театр мне не продлил контракт. И с этого «волшебного пинка» все началось. Я судорожно подготовила программу на прослушивание. Опоздала с подачей заявки, но ее все равно приняли. И все это было похоже на авантюру. Я поехала в Санкт-Петербург, чтобы спеть первое прослушивание, так как это была единственная дата, в которую я успевала приехать (первый отборочный тур проходит в разных городах России и СНГ). После меня пригласили на прослушивание в Москву. 2-й и 3-й туры я пела уже на Исторической сцене Большого театра.
Не рассчитывала на результат, просто когда еще выпадет возможность петь на такой сцене?! Но меня приняли в Молодежную программу. И начались три года очень тяжелой ежедневной работы: международный коучинг, работа над голосом, репертуаром, стилем. Мы делали по новой концертной программе почти каждый месяц и должны были умудряться параллельно готовить арии для прослушиваний и конкурсов. Когда я пришла в театр, мне было 20 лет и, конечно, я не имела такой базы, как ребята после консерваторий. Было невероятно трудно, но я старалась максимально впитывать знания. Уникальный опыт.
– Во многих спектаклях ГАБТа удалось спеть?
– За период участия в Молодежной программе я исполнила партию Федора в «Борисе Годунове» Мусоргского. Очень красивая традиционная постановка аж 1948 года. Еще мне удалось спеть партию Делии в «Путешествии в Реймс» Россини. Это была концертная версия, которая исполнялась на Исторической сцене и в зале Филармонии-2.
Были гастроли на всемирно известном фестивале во французском Экс-ан-Провансе с «Евгением Онегиным» Чайковского. Партия Ольги для меня знаменательна, я исполнила ее уже в пяти разных постановках. И с этой же оперой мы побывали на фестивале в финском городе Савонлинне.
Интересный проект был на Новой сцене театра, «В ритме сердца» – это праздничный концерт-ревю, объединенный общим сюжетом. Там мы исполняли дуэт Поленьки и Митруся из «Холопки» Стрельникова, выезжая на сцену на велосипедах. Было страшновато ездить по искусственному газону – это полоса шириной всего три метра, в непосредственной близости от оркестровой ямы. Я не говорю уже о том, что одновременно нужно было петь.
Многочисленные концерты даже не сосчитать. Сейчас мне тоже поступают предложения от Большого, но я больше смотрю в сторону Европы. Там у меня есть возможность делать главные роли в менее экстремальных акустических условиях. Все-таки Большой театр требует очень мощных голосовых затрат, а для молодого певца это не всегда полезно и иногда может быть даже во вред.
– Иногда возвращаешься в Рязань с самыми разными концертными программами. Например, совсем недавно после изрядного перерыва твоя фамилия снова появилась на местных афишах – был вечер в Рязанском областном художественном музее, где с пианистом Станиславом Серебрянниковым исполняли камерные сочинения Свиридова, Рахманинова и западных классиков. Как тебе концерт, как прием публики?
– Родная публика, конечно, принимает всегда тепло, но и оценивает строже. Среди музыкантов и актеров есть такая примета: если на «своей» публике отработал, то уже ничего не страшно. Ведь они помнят меня еще в начале пути и, конечно, оценивают в разрезе временной перспективы. Выросла-не выросла, как развивается голос, насколько стала раскрепощенней, что улучшилось, какие стороны еще слабые – они видят буквально каждую соринку. Что уж говорить о том, что процентов двадцать зрителей в зале – мои педагоги. На такую публику выходить куда ответственнее и тревожнее, чем в самых изысканных европейских залах.
– А почему такие скромные места выбираются для концертов, почему это не зал нашей филармонии, например?
– Хотелось, чтобы концерт имел интимную обстановку. Тем более что программа камерная. Да и вовсе не коммерческий это проект. Люди приходили на концерт, приобретая лишь входной билет в музей. Все друзья, знакомые, знакомые знакомых. Было очень много детей, что нас удивило, ведь программа была не самая простая для восприятия даже опытными меломанами. Но ни один ребенок не покинул зал, даже моя трехлетняя племянница.
– Помимо Москвы и Рязани, успела поработать в музыкальном театре Ростова-на-Дону. Расскажи про города и отношение к ним. Какие у них плюсы и минусы? Где уютно, где нет? Где хочется жить и работать, а где приходится себя буквально пересиливать, чтобы заняться чем-то осмысленным?
– Я бывала в очень многих городах, на холодильнике уже нет места для магнитиков. Конечно, когда приезжаешь работать, особо нет времени, чтобы оглядеться, освоиться. Так, мелкими перебежками. Даже в Ростове, в котором прожила почти год, я знаю три улицы – ту, на которой театр и филармония, ту, где консерватория, и ту, на которой жила. Я вообще домосед, люблю уединяться для работы, а эмоциональные потрясения могут здорово выбить из колеи. Я всегда живу в шаговой доступности от театра и вижу только самый центр города. Иногда выделяю выходной и просто иду гулять, куда глаза глядят, без определенного маршрута. Вообще, для меня главное, чтобы город был не шумный и не переполнен людьми, чтобы было, чем дышать. В этом плане в Москве мне очень тяжело.
Сейчас работаю в Ганновере (Германия), мне очень нравится сочетание насыщенной культурной жизни города и пустых улиц. Здесь есть все, что необходимо, и при этом нет сумасшедших гонок и пробок из людей на входе в метро. Люблю Италию, тоже средних размеров города и не в разгар туристического сезона. Францию люблю, особенно северную. Да везде по-своему хорошо. Тем более, когда знаешь, что спустя время вернешься домой.
– Как часто в Рязани бываешь в последние годы? Какой город для тебя сейчас «основной», где проводишь большую часть времени?
– Основной – Рязань, всегда им был. Но вот большую часть времени я провожу в разъездах, в Рязани у меня пристань. Здесь же и мой неизменный вокальный педагог – Любовь Александровна Ячменникова. Сколько ни ездила по миру, сколько ни искала лучше – не нашла, всегда возвращаюсь к ней «почистить перышки». Когда нахожусь в России, то всегда между Рязанью и Москвой. В Москве – пианисты, с которыми разучиваю новый материал. Также по России меня иногда приглашают на гастроли «Виртуозы Москвы» – камерный оркестр Владимира Спивакова. С Национальным филармоническим оркестром России под управлением маэстро выступаем в Москве, были на фестивале в Кольмаре (Франция). Сидеть на месте не приходится.
Анатолий Обыдёнкин