Отец Сергий ЧУШКИН – о секретах иконописи, священниках с кистью и мистической связи с учителем
В обзоре прошлого номера рязанской «Новой» я рассказал о выставке Сергея и Матфея Чушкиных, проходящей в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» (Первомайский проспект, д. 14). Напомню, что посетить ее можно до 24 ноября с 11.00 до 19.00 часов. С момента открытия экспозиции отец Сергий, являющийся настоя¬телем церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм в селе Борисково, провел две встречи, где отвечал на вопросы о творчестве и религии. На второй из них мне удалось немного побеседовать с ним.
– Помимо живописи вы еще пишете и реставрируете иконы. Это как-то взаимодействует друг с другом, дополняет или помогает?
– Помогает, конечно. Живопись на пленэре дает возможность активно общаться с нею. С иконами дело обстоит несколько иначе. Потому что приходится писать с иллюстраций из книг. Они немного другие по качеству. А подлинники икон, как правило, боль¬шие по размеру. И многое приходится додумывать. Работа с иконами намного сложнее, чем написание этюдов. В иконе совершенно другая техника. В этюде можно позволить технику «alla prima», краской помазать, с цветом поэкспериментировать. В иконе это невозможно. Там есть определенные техника и стиль, и очень важно их придерживаться. А насчет дополнения друг друга – тут полная взаимосвязь. На самом деле, природа – та же самая икона. «Икона» переводится как «образ».
– В детстве вы брали уроки у художника и педагога Александра Бабия. Сейчас с ним общаетесь, часто видитесь?
– Да, мы с ним в дружеских взаимоотношениях. Общаемся вовсю. Он мой учитель и друг. Очень энергичный человек, необычайно открытый, живой, романтик, идеалист. Человек, который может расшевелить аудиторию. Он всю жизнь этим и занимается, потенциал его до сих пор не иссяк. По духу мы с ним едины. И бывает еще какая-то мистическая связь. Когда ты о человеке думаешь, то с ним связываешься. То есть на расстоянии тоже можно чувствовать близость. Человек уехал, но он все равно тебе бли¬зок. Это очень важно, кого внутри себя ты впишешь, кто станет тебе родным, о ком ты думаешь.
– Когда ваш сын Матфей решил стать художником, как вы восприняли это? С вашего ведома он пошел по стопам отца?
– Ну, конечно. В том доме, где мы жили, была иконописная мастерская, которую посещали более десяти человек. Тут, хочешь не хочешь, начнешь заниматься живописью и ваять. Потому что, помимо иконописной, были мозаичная и керамическая мастерские, кузница. В общем, все перепробовали, даже колокол пытались отлить. Так что, глядя на все это, он решил пойти в художественном направлении.
– Помогаете ему в чем-то, подсказываете?
– Да, когда просит.
– Несколько лет назад в Музее истории молодежного движения проходила выставка отца Георгия. Много ли вообще священников-художников?
– Это встречается не так часто. Хотя, по сути, любой священник является художником. Должен быть им, чтобы видеть красоту мира, восторгаться ею. И как-то живописать ее в семейной области, в бо¬гослужении. Вся церковная служба – это сплошная живопись и музыка.
– Кроме пейзажей и икон вы пишете в каких-то других жанрах?
– С удовольствием бы занялся портретами, но нет желающих позировать. Потому что портреты заменила фотография.
Справка «Новой»
Сергей ЧУШКИН родился в Рязани в 1957 году. С детства увлекался фотографией и рисованием. Занимался у художника и педагога Александра Бабия, а также в изостудии Дворца культуры профсоюзов в Рязани. С 1976 года посещал вечерний рисунок в Рязанском художественном училище. С 1989 по 1991 годы работал фотографом и экскурсоводом в Рязанском областном художественном музее. С 1986 по 1990-й учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде на факультете теории и истории искусств. В 1990 году рукоположен в сан священнослужителя. Принят в Союз художников России в 2016 году. Участник различных выставок.
Георгий ТИТОВ