Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№49 от 21 декабря 2017 г.
Праздник без крыши
 Театр на Соборной выдержал сразу два испытания: ремонт и юбилей

«Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть», – кто из нас не вспоминал эту фразу из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», выходя утром на работу. А теперь добавьте к этому доблестному поступку еще один подвиг – ремонт! Представьте, что место вашего служения – театр – отдано во власть кирпичей и цемента. И выступать приходится не на своей родной сцене, а «скитаться» по разным площадкам.

В таком самоотверженном состоянии находится последние месяцы Рязанский театр для детей и молодежи. Пока здание на Соборной площади закрыто на реконструкцию, даже свое 80-летие театр вынужден был отпраздновать у «соседей»: 14 декабря на сцене театра драмы «соборяне» отметили юбилей. Конечно же, с самым героическим настроением.

Основоположник ТЮЗовского движения режиссер Александр Брянцев, формулируя в 1921 году принципы организации детского театра, писал, что театр юного зрителя – это «театр особого назначения». Такая подчеркнутая важность определяет особый статус, отведенный ТЮЗам в нашей стране. В дореволюционной России профессиональных театров для детей не было. Однако после событий 1917 года их создание стало задачей государственной важности. И дело не столько в идеологической подоплеке (которая со временем нивелировалась), сколько в просветительской направленности молодежных театров. Практически нигде в мире не существуют театры для подростков в таком виде, как у нас.

Рязанский театр юного зрителя является одним из первых специализированных театров для детей в нашей стране. Он был открыт 14 декабря 1937 года. А уже в 1939 году совсем юный еще в то время Рязанский ТЮЗ был отмечен как один из лучших на Всесоюзном смотре детских театров.

И так все 80 лет своей истории Рязанский театр для детей и молодежи работает на опережение. Стараясь идти в ногу со своим юным зрителей, пробует новое и экспериментирует. Даже юбилей, проведенный в таких боевых условиях, оказался одновременно и праздником, и проверкой на прочность.

Героическому духу отвечала и новая постановка: к 80-летию Театр на Соборной выпустил премьеру – «Сказание о Евпатии Коловрате». Масштабная постановка (в спектакле занята практически вся труппа!), с оригинальным пластичным решением, теневыми эффектами и фантазийным световым рисунком, была впервые представлена на суд зрителя. Но когда театр вернется на родную сцену, спектакль обретет окончательный вид и станет репертуарным.



Сцена из спектакля «Сказание о Евпатии Коловрате»

«Бесприютному» состоянию юбиляра отвечали и подарки, заготовленные гостями праздниками. Помимо традиционных для такого события наград от представителей местных властей, «соборяне» получили немало полезных в походном быту предметов: складной стол от Рязанского отделения Союза театральных деятелей, вешалку (с которой, как известно, все и начинается) от театра драмы, туристический тент от театра кукол и гироскутер от Прио-Внешторгбанка (чтобы с легкостью лавировать по отремонтированным коридорам!). Кочевую тему поддержал и музыкальный театр со своей мужской версией «цыганочки».

Ну а в ответ артисты Театра на Соборной подарили самое дорогое, что у них есть – вокал своего художественного руководителя Марины Есениной. Проникновенное воздействие песни «Нам нужна одна победа» стократ усиливалось фоторядом: снимки с репетиций «Сказания о Евпатии Коловрате» в промерзлом зале в валенках и меховых шапках.

Так что, как заранее предупреждали «соборяне» в своем юбилейном капустнике, мы не увидели гладковыбритых артистов в отглаженных фраках и причесанных дам в вечерних платьях. Не наблюдали сцены из «золотого фонда» театра и сложнейших пластических этюдов. Не услышали искрометные шутки в адрес коллег. Но зато аплодировали дружному, сплоченному коллективу, способному разом задуть все 80 свечек на юбилейном торте. И загадать желание. А какое, наверное, не стоит и спрашивать (даже ремонт рано или поздно заканчивается…).

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
 
Вера НОВИКОВА