В Рязани предпринята попытка лишить город 80 гектаров природного ландшафта
Вместо уголка живой природы – наросты типовых высоток
Самая большая особо охраняемая стройплощадка
Некоронованные губернаторы: кто они?
Что рисуют дети
В России проводится великое множество конкурсов на лучший детский рисунок «Город будущего». Откройте на досуге интернет и всмотритесь. Из первых попавшихся мне двадцати работ только на четырех зеленые краски — мизерные пятна зелени, окруженные стеклянными башнями, подвесными дорогами, авиамобилями и еще непонятно чем. И лишь на одной изображено море и дерево. Живое дерево с густой кроной, а не зеленый штришок — схематичное обозначение маленькой такой зеленой «зонки». Все правильно: дети начали забывать, что такое природа. Этому невозможно научить на уроках экологии, об этом невозможно напомнить чахлыми кусточками, высаженными во дворах домов-новоделов.
Только за последние десять лет в Рязани исчезло бессчетное количество зеленых зон. Навскидку: рощица у завода «Красное знамя» между улицами Октябрьской и проездом Шабулина, часть парка советско-польской дружбы, садоводческие товарищества на Старообрядческом проезде и улице Пугачева, зеленые зоны вдоль Куйбышевского шоссе и Славянского проспекта, целые кварталы в курортной Солотче и мемориальном Константинове, и прочая, прочая, прочая. В Дашково-Песочне застраивается любой свободный «пятачок». В районе Горрощи снесены уже почти все частные дома с вишнево-яблоневыми садами, на их месте высятся многоэтажки. Микрорайон Голенчино — если вдруг кто не заметил — застроен, Семчино, Михайловское шоссе, Шереметьево — тоже. На улице Вишневой на Московском о еще 15 лет назад благоухавших вишневых садах напоминают лишь одноименный жилой комплекс да само название улицы. Вокруг новостроек новых зеленых насаждений либо не появилось вовсе, либо возникли чахлые саженцы, наполовину уничтоженные подростками и автомобилями. Зелени нет и на детских площадках: современные и безопасные, они представляют собой кучу пластика, установленного на прорезиненном покрытии. Откуда ж взяться зеленым деревьям на детских рисунках?
Особо охраняемая стройплощадка
Почти незамеченным рязанскими СМИ осталось известие о том, что 8 февраля горожане «сдали» последний зеленый рубеж, разделяющий загазованный центр Рязани от Московского округа – такого же загазованного, но продолжающего из последних сил удерживать статус самого зеленого в городе. В декабре 1941-го здесь, по границе Рязани и пригородного села Мервино, проходила линия обороны от немецких войск. История для потомков увековечена сейчас в виде композиции из противотанковых ежей, по аналогии с теми, что были изготовлены в морозном ноябре сорок первого в локомотивном депо станции «Рязань». То, что 76 лет назад не удалось захватить солдатам вермахта – самой сильной армии мира – сегодня с согласия депутатов Рязгордумы готово к захвату строительными магнатами-соотечественниками.
Станислав Подоль. Изменил деревне с городом
Речь идет о 80 гектарах заливных лугов в отравленном выхлопами предприятий и машин городе, на которые еще в 2013 году положила глаз крупная строительная компания «Капитал». Что такое 80 га? Это восемь квадратных километров зеленой травы и кустарников, жизни и воздуха поймы справа по течению реки Павловки (со стороны Михайловского шоссе). Это 8000 «соток», если перевести в «дачные» меры измерения. Это миллионы жучков-паучков, сотни и сотни мышек-лягушек, которых природа создала не просто так, не прихоти ради.
Инициирует застройку хозяин земли – 40-летний коммерсант и депутат-единоросс Рязоблдумы Станислав Подоль, генеральный директор агромолочного комбината «Рязанский» (бренд «Амка»).
Напомним, как происходило превращение поймы рек Плетенки и Павловки в строительную площадку.
В 2006 году Рязанский городской Совет относит территорию (126,5 га) к резервной и особо охраняемой — Гидропарку в пойме реки Павловка. В Генеральном плане города участок находится в зоне городских парков, бульваров и скверов. Любые капитальные постройки на территории просто исключены.
В 2008 году Рязгорсовет вводит мораторий на изменение границ данной территории.
В 2010 году новый орган, Рязанская городская Дума, принимает решение отдать под застройку часть территории со стороны улицы Мервинской. Она благополучно застраивается, несмотря на протесты коренных жителей Мервина.
В 2012 году гордума продляет мораторий на изменение статуса территории.
В июне 2013 года проводятся публичные слушания, благодаря которым территория превращается в общественно-жилую зону. К тому времени бывший директор совхоза (чьи коровы паслись на заливных лугах поймы) Георгий Свид уже давно стал владельцем земель и успел распродать их под застройку (№24Р от 4 июля 2013 г.).
В июле 2013 года в пойме рязанцы устраивают народные гулянья в честь праздника Ивана Купалы. Они открыто заявляют о несогласии с решением отдельно взятых землевладельцев, застройщиков и исполнительной власти перекроить Генплан и застроить пойму. Их мнение игнорируют. Не обращают внимания и на многочисленные речи экологов о том, что в пойме строить нельзя.
31 января 2018 года истекает срок моратория на изменение границ объектов озеленения Рязани.
2 февраля 2018 года, буквально через день после окончания моратория, проводятся еще одни публичные слушания, на которых появляется коллективное письмо с 1195 подписями в пользу застройки.
8 февраля 2018 года комиссия по публичным слушаниям принимает сторону застройщиков и одобряет проект планировки высотных жилых комплексов на заливных лугах. На слушаниях шла речь о застройке части поймы (80 гектаров из 126,5 гектаров).
Александр Захаров. Оскал капитализма
Так за 12 лет особо охраняемая территория поймы становится одной из крупнейших рязанских стройплощадок. Изменения в Генплане (который в последнее время перестал оправдывать название Генерального — его перекраивают по несколько раз в год) «продавил» хозяин угодий Георгий Свид, его ООО «Авангард», ООО «ПИК Финансовый сателлит», ООО «Современные промышленные технологии», ООО «Аваль», ООО «Русский спирт», депутат облдумы Станислав Подоль.
Застраивать обширную зеленую зону «выпала честь» СК «Северная компания» и ГК «Капитал».
О традиционных обещаниях...
Что же пообещали рязанцам вместо 80 гектаров зеленой зоны?
Почти полмиллиона тысяч квадратных метров жилой площади в домах высотностью от 10 до 27 этажей, 5200 машиномест, четыре детских сада, учебный комбинат и поликлинику, а также всевозможные игровые и спортивные площадки. Такую благостную картину нарисовал на последних публичных слушаниях представитель застройщика, архитектор ГК «Капитал» Андрей Уздан.
Он же на слушаниях в 2013 году представлял проект, согласно которому высотность должна быть не более 20-ти этажей, построено девять детских садов, три школы, две поликлиники — детская и взрослая. Плюс — парк с набережными.
Аркадий Фомин. Прищур власти
Таким образом, за четыре года высотки в проекте «подросли» на целых семь этажей, девять обещанных детских садов «съежились» до четырех, две поликлиники «утеряли» одну единицу. И ни слова о школах. Чем больше планируется получить прибыль, тем меньше застройщики собираются выделить на инфраструктуру и социальные постройки. Да и они под большим вопросом. Рязанские застройщики не любят тратиться на инфраструктуру, стоит вспомнить мольбы о строительстве детских садов и школ в непомерно разросшихся районах Дашково-Песочни, Песков, Семчино. Пока родители молили о строительстве дошкольных и школьных учреждений, пока эти учреждения строились, количество детей увеличилось еще вдвое.
К слову, жители поселка Шлаковый до сих пор ждут обещанной поликлиники, открытие которой на первом этаже высотки на ул. Пугачева анонсировал представитель ГК «Капитал» несколько лет назад. Многоэтажки давно уже построены, заселены, первые и цокольные этажи сданы под магазины. Сотни взрослых людей перевелись в переполненную взрослую поликлинику №15, сотни малышей отправились в еще более переполненную детскую поликлинику №2. В остальном новоселы также пользуются инфраструктурой, построенной еще в советские времена: детские сады, школы, почтамт, отделение Сбербанка. Выгоду получил один лишь застройщик, местные жители получили дополнительные очереди в детские сады и поликлиники, а также разбитые грузовиками дороги, на которые возросла нагрузка. На месте зеленых дачных участков образовалось пространство, закатанное в асфальт.
Судя по тому, что обещания застройщиков практически никогда не совпадают с последующей реальностью, надувательство новоселов и вообще всех рязанцев стало тенденцией. Чиновники по какой-то причине в это не вмешиваются. Может, уже пора? К примеру, не принимать последнюю новостройку жилого комплекса, если не построен обещанный детский сад и не посажен анонсированный парк. А если учесть количество онкологических больных (ежегодно в Рязанской области онкологические заболевания впервые выявляются у пяти тысяч жителей), то помимо зеленых зон и детских садов с застройщиков пора уже требовать строительства и онкологических поликлиник. Вполне возможно, желающих застраивать последние зеленые зоны города резко поубавится.
... и нетрадиционных подходах
Ощущение, что хозяева наиболее оборотистых строительных фирм города ведут себя столь агрессивно, будто примеряют роль некоронованных губернаторов Рязанской области, подкрепляется информацией об их высокопоставленных «крышах».
Секретарь регионального отделения «Единой России», председатель законодательного собрания Аркадий Фомин (шеф землевладельца Подоля по партии и Рязоблдуме), как нередко упоминалось в СМИ, оказывает патронаж скандально известной «Северной компании». Снести целое садоводческое товарищество на Шлаковом, безнаказанно не заплатив компенсацию владельцам дач, такое даже для ГК «Капитал» (руководитель Александр Захаров) было бы не под силу без покровителей в силовых структурах... Теперь их тусовка решила, что она гораздо умнее природы, им совсем не нужны противные комары и мерзкие мыши в нетронутой пойме реки (редкий случай!) почти в центре города.
А пока тысячи рязанцев, промолчавших в 2013-м, промолчавших и в 2018-м, с шести утра занимают очереди в онко-, кардио- и тубдиспансеры, кладбищенские угодья расширяют свои границы. Хоронишь близкого — запоминаешь могилку, приезжаешь помянуть на девять дней — уже и найти не можешь: двадцвть новых рядов по 50 холмиков в каждом возникло.
«Поле-поле, кто тебя усеял…». Да мы сами и усеяли. Мы ж практически без боя сдаем пядь за пядью своей земли. Скоро и кладбища сдадим под застройку — а что такого? Когда-то и застройка Солотчи с Константиновым считалась святотатством, а поди ж ты — прошло лет пять, и смирились. И застройщикам кладбищ найдем оправдание. И себе заодно.
P.S. Согласно новому Федеральному закону от 29.12.2017 №455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», теперь в публичных слушаниях имеют право принимать активное участие только те граждане, которые постоянно проживают на или в непосредственной близости к застраиваемой территории. Голосовать и ставить подписи за застройку или против нее отныне имеют право только ближайшие «соседи» потенциальной стройплощадки.
Так что все публичные слушания, состоявшиеся в этом году с привлечением строителей, их семей и прочих заинтересованных в стройке граждан, можно считать незаконными. Их фальшивые голоса больше не учитываются, а все проведенные после 28 декабря по такой схеме слушания и сборы подписей – ничтожны. Есть опасения, что и.о. главы администрации города Сергей Карабасов может «не заметить» изменений в Градостроительный кодекс РФ, оказавшись перед дилеммой «Закон или Интересы мафии?»
Нина ЛАВРОВА