Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№11 от 22 марта 2018 г.
Омбудсмен последней надежды
 От нее зависит пересмотр скандального дела отца и сына Савченковых, осужденных Рыбновским райсудом за спасение собственных жизней

Визит в Рязанскую область Уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой и ее неподдельная заинтересованность в разрешении ситуации с гражданами Киргизии, «попавших в Рязани в рабство», напомнила еще одну, более драматичную историю, разрешить которую в полномочиях федерального омбудсмена.

В свой последний рабочий день на посту Уполномоченного по правам человека Элла Памфилова обратилась к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву с ходатайством о пересмотре приговора героям «Новой» – отцу и сыну Савченковым, которые за спасение собственных жизней получили в Рыбновском райсуде Рязанской области 23 года тюрьмы на двоих. Потом сроки слегка скостил Рязоблсуд – 10 с половиной Борису (отцу) и десять Александру (сыну).

Увы, но Элла Памфилова ходатайствовала в поддержку надзорной жалобы на приговор адвоката Юрия Костанова, которая была возвращена без рассмотрения в силу ст.401.17 УПК РФ. Необходимо было самостоятельное обращение Уполномоченного по правам человека к председателю Верховного Суда «с целью защиты конституционных прав граждан на судебную защиту от неправильной правоприменительной практики». Памфилова это сделать не успела.

История этой судебной ошибки берет свое начало 7 февраля 2012 года, когда судьей Рыбновского районного суда Рязанской области жители подмосковной Коломны Борис Савченков и его сын Александр были приговорены к 11 и 12 годам лишения свободы соответственно, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Судья Гужов вменил отцу и сыну часть 4 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека).



Приговор Гужова вызвал недоумение у следивших за делом маститых юристов, правозащитников и журналистов. Подробности этого резонансного дела и беспрецедентной судебной ошибки публиковались в рязанском выпуске «Новой» (№48Р от 6.12.12 и №49Р от 13.12.12) и федеральной «Новой газете» (№37 от 5.04.13). При всем драматизме произошедшего очевидно, что действия Савченковых представляли собой необходимую оборону и, в крайнем случае, возможно, были превышены ее пределы.

Савченковы и их адвокаты обжаловали приговор в вышестоящие судебные инстанции, однако суды отказались исправлять ситуацию.

На стадии обращения в Верховный суд РФ делом Савченковых занялся профессиональный юрист, член Совета при президенте РФ по правам человека (далее СПЧ), адвокат Юрий Костанов. Ознакомившись с делом, он сделал вывод, что приговор незаконный, фактически в действиях Савченковых была необходимая оборона, а Рыбновский районный суд, судивший Савченковых, дал неверную оценку доказательствам по делу. Юрий Костанов также пояснил, что необходимо обращаться к
Уполномоченному по правам человека, в его аппарат, за помощью в разрешении ситуации по делу.

После тех событий делом занялась постоянная комиссия по прецедентным делам СПЧ, ввиду чего председатель комиссии Мара Полякова назначила независимую экспертизу на предмет проверки законности и справедливости суда и следствия по делу. Высококлассные юристы, члены комиссии Сергей Пашин и Тамара Морщакова установили, что суд, вынося приговор, неверно применил уголовный закон, при этом имели место нарушения УПК РФ.  

28 ноября 2016 года Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился к Уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой с просьбой рассмотреть обращение осужденного Савченкова и обратиться в адрес председателя Верховного Суда РФ Вячеслава Лебедева на предмет прошения об отмене приговора и направлении дела на новое судебное разбирательство. В числе прочих документов в приложении к обращению находится петиция в поддержку законных просьб Савченковых, которую подписали известные в стране люди. Среди подписантов Людмила Алексеева, Владимир Лукин, Валерий Борщев, Лев Пономарев, Сергей Ковалев, Светлана Ганнушкина, Зоя Светова, Ева Меркачева, Сергей Пашин, Леонид Никитинский, Леонид Парфенов, Николай Сванидзе…

Ответа нет до сих пор. А ведь для Бориса и Александра Савченковых федеральный омбудсмен – последняя надежда.
Павел Гресь