Как залатать свою репутацию деньгами крупного бизнеса
В минувшую пятницу, 16 мая, в рязанском Ледовом дворце прошла конференция, посвященная экологическим проблемам микрорайона Дашково- Песочня. Как это ни удивительно, но ее инициаторами стали региональные чиновники высокого ранга. Секрет такой неусыпной заботы властей об окружающей среде открывается довольно просто.
Главной мишенью протестов местных жителей стал рязанский нефтезавод, который, по мнению рассерженных горожан, активно насыщает атмосферу ядовитыми промышленными выбросами. Понятно, что экологическая ситуация в областном центре не безупречна, а в Октябрьском районе – просто швах! Но справедливости ради стоит заметить, других не менее опасных предприятий в Южном промузле, откуда постоянно «тянет», не меньше десятка. «Технониколь», например? (Когда в апреле нефтезавод простаивал из-за реконструкции, удушливая, как ее называют, «сероводородная» вонь не прекращалась).
И пока до запаха роз из заводских труб дело не дошло, обоснованность претензий на предприятии, вроде бы, и не оспаривают, хотя 70% всех загрязнений атмосферного воздуха в Рязани – как несколько лет назад, так и сейчас – приходится на автотранспорт.
Но у массового недовольства и оживления, царящего по этому поводу в региональном правительстве, есть политическая подоплека. Партнерские отношения между областной властью и хозяевами Рязанской нефтеперерабатывающей компании, долгие годы принадлежавшей частному бизнесу («Альфа-групп»), складывались до сегодняшнего дня по весьма хитроумному сценарию.
Первый акт пьески из года в год начинался с претензий чиновников к нефтяникам, которые, дескать, портят атмосферный воздух или не слишком трепетно относятся к находящимся у них на балансе жизненно важным для города объектам, будь то трамвайный парк или очистные сооружения. Далее идут неофициальные контакты, московские топ-менеджеры сглаживают противоречия, продолжают вкладывать деньги в реконструкцию завода по мировым стандартам, попутно отстегивая миллионы рублей на социально значимые объекты для города и области. Затем в отношениях двух субъектов наступает медовый месяц, и стороны в торжественной обстановке подписывают очередное соглашение о сотрудничестве.
Нынешние песоченские протесты очень здорово ложатся в канву таких постановок. Помогая разгневанным рязанцам собирать подписи, руководство региона, по данным рязанской «Новой», уже намекнуло, что рассчитывает на получение помощи от социально ответственных бизнесменов в размере 220 миллионов рублей, которые должны пойти на реконструкцию Центрального спортивного комплекса. Есть даже соответствующее письмо Ковалева на имя Игоря Сечина, главы «Роснефти», которой после покупки у «ТНК-ВР» и принадлежит сейчас самое крупное рязанское предприятие.
Представляю, как напряжется Игорь Сечин, узнав о таких формах «партнерства» с региональной бюрократией. Тем временем, руководителю аппарата регионального правительства Сергею Самохину уже поставлена задача собрать такое количество подписей против вредных выбросов, которое перекрыло бы число противников незаконной застройки есенинских мест. Типичный пиар-проект в стиле «Хвост виляет собакой»: если твои позиции пошатнулись, нужно срочно объявить войну! Не важно – кому, главное, чтоб маленькую, но победоносную.
А вот с этим проблемы. Губернатор либо сам просчитался, либо его талантливо «развели». Супруга Ковалева Ольга Мишина долгое время была не последним человеком в Российском топливном союзе, стояла у его истоков. И подобное поведение мужа-губернатора не сыграет добрую службу бизнес-леди, переквалифицировавшейся за время княжения мужа в госчиновницу достаточно высокого ранга. Нефтяники со своими так не поступают, существует же, простите, и корпоративная этика. Да и на кого замахнулись, на «Роснефть»?
Если Игорю Сечину не безразлично, что такая схема «конструктивного взаимодействия» реализуется за спиной президента в отношении его ближайших соратников (к коим Сечин, безусловно, относится) да еще и руками пекущихся о своем будущем региональных князьков, то Ковалеву уже сейчас можно подыскивать должность посла... куда-нибудь.
Что скажет Олег Иванович в свое оправдание – сначала на семейном совете, а потом на государственном – мол, при многомиллиардном долге области ее руководителям ничего не остается, кроме как спасать репутацию с помощью регулярной дойки государственного бизнеса?
Дежурный субъект рязанской редакции