Как экономика Кадомского района Рязанской области превратилась в частную лавочку
Популярный в России греческий термин «олигарх» применим не только к бизнесменам федерального масштаба. Олигархия – это вообще не про масштаб, а про сращивание власти и бизнеса. В российской глубинке можно встретить очень любопытные экземпляры.
Работе конец
Кадом – один из древнейших населенных пунктов Рязанской области, основан в 1209 году. Четыре часа езды на машине от Рязани, настоящая «глубинка» даже для рязанцев, не говоря уже про москвичей. Во всем Кадомском районе всего около восьми тысяч жителей – столько можно уместить в нескольких многоэтажках Рязани. Казалось бы, олигархов искать можно где угодно, только не здесь. Однако район – это не только население, которое, судя по описанному ниже, мало кого интересует. Это бюджетные потоки, земля, недвижимость.
В 2008 году главой района был избран начальник кадомского ГИБДД, выходец из Сапожка Василий ЩЕВЬЕВ. Что интересно, во второй тур он вышел в паре с уважаемым всем районом главврачом местной больницы, и никто поначалу не сомневался в победе последнего. Однако незадолго до голосования в районе начало активно распространяться «мнение», что от того, кто сидит в кресле главы, для людей ничего не изменится, однако район может потерять прекрасного врача-хирурга... В общем, народ, почесав голову, проголосовал за гаишника, чем немало удивил видавших виды пиарщиков.
Василий Щевьев
Конечно, много было пошучено про то, как гаишные привычки могут повлиять на работу главы района, однако сам Щевьев, как оказалось, шутить не собирался и сразу приступил к делу. Избран он был, кстати, от партии «Справедливая Россия», которая в ту пору находилась под контролем нынешнего сенатора Игоря Морозова. Позднее районный устав был изменен, прямые выборы отменены.
На тот момент в Кадомском районе работали несколько промышленных предприятий и хозяйств, два из них – крупные. Однако вдруг странным образом началось деление на своих и чужих, которое вылилось в то, что «чужие» просто не смогли работать. Было понятно, при помощи каких знаков внимания можно стать «своим», но не все согласились на поставленные условия.
В бывших мебельных цехах Кадома, например, работали два успешных предприятия, где были трудоустроены несколько десятков человек. При Щевьеве им резко поднимают аренду в несколько раз, после чего они уходят из района. Говорят, от бизнесменов требовали ни много ни мало 51% доли в своем бизнесе.
Примерно такая же история происходит с сельхозпредприятиями. Несколько хозяйств загнулись полностью. Наиболее крупными с советских времен были колхоз «Имени 13 лет Октября» и «Красная волна». Сейчас второй из них работает в небольших объемах, первый исчез, а оставшиеся постройки разваливаются на глазах.
Весь район покрыт заросшими полями, тогда как в соседнем Ермишинском, как говорят в Кадоме, «за овраги дерутся». В Кадомском районе обрабатывается 16,2 процента пашни, в Ермишинском – более 94%. Это данные Росреестра. И это притом, что кадомские фермеры чуть ли не на коленях умоляли дать им зарастающую березняком землю – все было бесполезно. А сейчас уже корчевать поздно.
Несчастье помогло
Кадом регулярно переживает сильные паводки. В 2012 году райцентр в буквальном смысле затопило. После паводка был большой скандал с распределением компенсаций пострадавшим. Жители утверждали, что среди тех, кто получил повышенную компенсацию (выделяли кому 10, а кому и по 50 тысяч) каким-то чудесным образом оказывались люди, связанные с районной администрацией.
Однако государство расщедрилось не только на индивидуальные компенсации. Причем в этот раз слово «щедрость» применяется безо всякого сарказма. Маленькому району выделили деньги на строительство новых школы, детского сада и физкультурно-оздоровительного комплекса.
Приезжие смотрят на кадомскую школу, раскрыв рот. Кажется, в нее можно уместить весь поселок. В школе 26 помещений. Но она не заполнена. Вся эта гигантомания понадобилась лишь для освоения бюджетных средств.
Такую махину можно было разместить лишь за пределами поселка. Школьникам приходится добираться по раздолбанной дороге, у которой нет ни освещения, ни тротуаров. При этом Щевьев, отчитываясь о расходовании выделенных денег, говорит и о ремонте дорог.
Но самая пикантная история вокруг строительства школы связана с карьером в районе бывшей животноводческой базы бывшего колхоза «Имени 13 лет Октября». Об этом говорил весь Кадом. Карьер разрыли во время строительства школы, жители видели, что песок возили именно отсюда. Однако ни одной лицензии на разработку карьера в Кадомском районе нет, по документам песок возили откуда-то издалека, неплохо заработав на списании денег, выделенных на него. При этом качество кадомского песка для строительства, естественно, никто не проверял, так как, повторимся, карьер не проходил никаких контрольных процедур. Разрытый и заброшенный, он не только служит памятником чиновной находчивости, но теперь еще и преграждает жителям путь на самый популярный некогда местный пляж.
Рядом со школой – не такой внушительный, но тоже немаленький физкультурно-оздоровительный комплекс с названием «Виктория». В неделю эту махину посещает иногда менее десяти человек...
По детскому саду у жителей к местным властям один вопрос – почему при реализации таких проектов нельзя продумать элементарные вещи?
Детский сад расположили так, что с одной стороны у него целый день шумит пилорама, а с другой – металлоприемник. Кстати, одно из немногих работающих в районе предприятий, наряду со знаменитым «Кадомским венизом». Сюда, например, несут металл, срезанный с разваливающихся построек бывшего колхоза.
Избежать соседства с заброшенными зданиями почти невозможно – они здесь везде. После реализации федеральных денег в районе практически ничего не строят, все только разваливается. При этом одно из самых больших в администрации – управление капитального строительства.
Кадровой политике Василий Щевьев уделяет большое внимание. Администрация – это не только традиционно престижно, но для разоренного района едва ли не единственное место, в котором можно рассчитывать на регулярную относительно высокую зарплату.
Для поддержания корпоративного духа в райадминистрации регулярно проходят «командообразующие мероприятия», которые стали притчей во языцех. Каждый праздник «сотрясается весь Кадом», говорят местные, недоумевая, почему местная элита не может гулять несколько скромнее или хотя бы не на виду у всего райцентра. Почти ни один чиновный загул не обходится без жертв, кто-то обязательно что-то ломает или травмируется в драке. Абсолютным чемпионом и звездой районных баек считается некто господин Лощинин, регулярно получающий ранения в этих боях местного значения.
«Он его друг? – Он его раб»
Однако истинная надёжа и опора Василия Щевьева – не сотрудники администрации, а неприметный работяга Владимир Киселев, глава «Крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) Киселев».
«Он его друг?», – спрашиваем у местных. «Он его раб, – следует ответ. – Хозяйство ведет, баню топит, пиво открывает, кабанов на охоте загоняет». Владимир Киселев (или «Кисель») известен всему Кадому как верный ординарец Щевьева, однако по документам он очень успешный бизнесмен, за несколько лет скупивший и продавший полрайона. Именно за те несколько лет, которые Василий Щевьев возглавляет район.
Жители рассказывают интересные вещи. Будто бы именно в собственность «КФХ Киселев» из муниципалитета каким-то образом перешли гаражи УМП «ДОЗ» (те самые бывшие мебельные цеха, откуда изгнали предпринимателей). Затем они были удачно перепроданы.
Еще одна необъяснимая удача «КФХ Киселев». Эта коммерческая структура получила землю на центральной площади древнего Кадома рядом со старинными купеческими домами и монастырем. Здесь был построен особнячок, затем успешно реализованный энергосбытовой компании.
«Ничего хорошего на этом озере нету»
Много лет длится конфликт между жителями и главой района за доступ к озеру Писца. Раньше здесь было место летней дойки коров. Теперь проход к озеру – усадьба, которой пользуется Щевьев: дом, баня, хозяйство, приусадебная территория. Все это оформлено на «КФХ Киселев». Площадь участка – 12,2 га.
Жители обращались в местную прокуратуру, которая дала очень любопытный ответ: доступ к водному объекту нельзя считать перекрытым, так как хотя забор и стоит, но «имеются ворота, которые не закрываются на запорное устройство».
Приехав на место, корреспондент интернет-газеты «Вид сбоку» действительно обнаружил неказистые незапертые ворота. Однако тут же появился никто иной как господин Киселев. Кадомский «бизнесмен» в рабочей одежде принялся тут же закрывать ворота, а на вопрос «Как проехать к озеру?» ответил: «Ничего хорошего на этом озере нету». Запрет на проезд он мотивировал тем, что «у меня овцы выбегут».
За восемь лет правления Василия Щевьева экономика района свернулась до масштабов «КФХ Киселев». Заросшие поля, заброшенные здания, люди ищут работу в Рязани и Москве, лишенные на своей малой родине не только работы, но даже доступа к водоемам.
Игорь ЕГОШИН, Роман СИВЦОВ