Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№28 от 22 июля 2021 г.
Семь шансов спасти УРТ
 В Рязани обнародовали новый план реформирования городского транспорта. Проезд подорожает, билеты станут электронными

К переформатированию общественного транспорта в Рязани подключается областная власть. А она думает, похоже, прежде всего об экономике. Запланирован аудит, экономический анализ, реструктуризация долгов и выяснение профпригодности персонала. 

В течение 2020–21 годов «Новая» не меньше десяти раз писала, что реформы, назревшие в разных отраслях рязанского городского хозяйства, должны быть проведены стратегами. С этим были согласны опытные управленцы, с которыми довелось общаться журналистам. Впрочем, годами нехватка или несамостоятельность чиновников мэрии Рязани не давала им самим задумать и провести такие реформы. Но после внесения в Конституцию последних изменений свою ответственность за муниципальные дела почувствовала и областная власть. Наконец, 20 июля стало известно, что для губернатора составлен проект реформ в системе городского общественного транспорта.    

Неделей раньше Николай Любимов просил сформировать для него «дорожную карту» спасения муниципального предприятия «УРТ» – бывшего троллейбусного управления, куда в конце 2019 года вошли и машины обанкротившегося автопарка. 



Губернатор дал понять, что областное правительство хочет поддержать общественный транспорт города финансово, но деньги вкладывать намерено только после того, как «убедится в реальном оздоровлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том, что оно начинает работать эффективно…»

Исполняющий обязанности заместителя главы администрации Рязани Борис Ясинский сообщил, что уже разработан комплекс мероприятий в этом направлении. И доложил, что в какие сроки должно быть сделано.

Этапы тернистого пути

Борис Ясинский заметил, что план оздоровления УРТ включает в себя как первоочередные мероприятия, так и рассчитанные «на потом». Прежде всего, спасать транспорт решено силами не только профильного управления, но и всей мэрией – в рабочую группу включены специалисты управления экономики, правового управления, управления земельных и имущественных отношений мэрии, а также «старшие товарищи» из области.  

1. Первым делом в УРТ проведут проверку, по результатам которой возникнет аналитический отчет и рекомендации, как повысить эффективность работы. 

2. Затем начнется аудит всех рабочих процессов на предприятии, проверка персонала на профпригодность, а также появятся предложения о принятии кадровых решений. 

3. В течение июля и августа на основе экономических расчетов появится план наиболее рационального расходования средств. УРТ должно заработать без дальнейшего накопления долгов перед поставщиками, налоговыми органами и собственными сотрудниками. 

4. До конца июля будут проведены переговоры с кредиторами по реструктуризации задолженности. Затем будет разработан план ее погашения. В этот период также составят план привлечения финансовых средств извне.

5. До 1 сентября руководство должно укомплектовать предприятие необходимым количеством водителей и кондукторов, возобновить обучение водителей троллейбуса. После этого возобновится нормальный текущий ремонт транспортных средств и будут подготовлены к выпуску на линии автобусы, полученные из Москвы.

6. Только осенью запустится процесс, с которого начинали предыдущие преобразования, – корректировка маршрутов и поэтапное увеличение выпуска на линии подвижного состава за счет отремонтированных столичных автобусов.

7. Оптимизация маршрутной сети города начнется после окончания срока действия свидетельств коммерческих перевозчиков – первый этап до 11 января, а второй до 1 июля 2022 года. Тогда же специалистов попросят еще пересчитать потоки пассажиров на маршрутах – повторить то, что весной 2019 года делали урбанисты из Санкт-Петербурга. 

Автора!

Но кто же стал автором этой программы, которая сильно отличается от всего, что мы читали и слушали (в Рязанской гордуме) прежде? Программы, где видно желание прежде всего вывести УРТ в безубыточный «свободный полет», увеличить число пассажиров и получить прибыль, а не всем понравиться и всем раздать по небольшому слонику, как это бывало раньше?

Замглавы администрации Рязани не делает тайны из того, что программа разработана некоммерческой организацией «Агентство развития производственных систем и компетенций» (АРПСиК) – той самой организацией, что уже брошена на комплексную проверку деятельности МУП «УРТ». 

Кто они, эти смелые реформаторы?



Сайт указанного агентства показывает их всем желающим. Во главе стоит директор Устин Богачев. Это он внедрял на рязанских предприятиях «бережливое производство». Неудивительно, что его заместитель – жена губернатора Оксана Любимова (тоже занимавшаяся «бережливым производством»), а помогают им работать директор Центра экспорта (созданного, чтобы помогать продажам рязанской продукции за рубеж) Анатолий Маркин и директор Центра кластерного развития Максим Жданов. 

Смелые идеи

Итак, нам все понятно. Город попросил помочь в составлении проекта реформ (интересно, бесплатно или за вознаграждение?) организацию, в которой работают жена губернатора и организаторы его некогда любимой «бережливой» программы.

Каковы же идеальные цели предложенной 20 июля транспортной реформы?

Они примерно те же, что в 2019 году депутаты гордумы не приняли в проекте, составленном петербуржцами. Муниципальный транспорт должен обеспечить все магистральные маршруты, связывающие различные районы города, основные производственные и социальные объекты, достигнув требуемого количества перевозок. Муниципальный транспорт сохранит регулируемые тарифы (то есть выходит, у частников они будут нерегулируемые?) и не позволит коммерческим перевозчикам существенно повышать стоимость проезда (значит, частникам такое и впрямь разрешат, как бывало когда-то!).

Обновлять подвижной состав МУП «УРТ» будет за счет участия в лизинговых программах, то есть опять же при поддержке областных властей. 

Также планируется выполнить условия для участия в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», чтобы получить возможность привлечь инвестиции на покупку подвижного состава.

Проект выглядит смело. Он может многое перевернуть. Или, напротив, завезти реформаторов в такие дали дальние, откуда чтобы выбраться – не один губернаторский срок выйдет.

Цена вопроса – три миллиарда

Реформирование рязанского общественного транспорта – это часть большой транспортной модернизации, которая регламентируется федеральным законом № 220, вступившим в силу в 2015 году. Тогда на преобразование системы перевозок регионам дали пять лет. Однако из-за того, что многие муниципалитеты оказались неготовыми, решением федеральных законодателей этот срок продлили до 2022 года. 

Уже известно, что финансировать городской транспорт намереваются на основе заключения с перевозчиками муниципальных контрактов.

В мае 2021 года руководитель проектного офиса ВЭБ.РФ по общественному транспорту Александр Кондрашов обмолвился, что рязанский проект предполагает введение электронного билета и единого тарифного меню, введение единого оператора по администрированию перевозок и диспетчеризации (как уже введены, например, единые операторы для теплоэнергетики и вывоза мусора). По оценке ВЭБ.РФ, объем инвестиций для этого должен составить 3,1 млрд рублей. При этом большую часть этих средств можно будет получить, подняв стоимость проезда с 23 до 26 рублей за поездку. 

Завершением реформы обозначена дата 1 января 2024 года. Именно тогда все маршруты общественного транспорта должны будут перейти на регулируемый тариф с заключением контрактов.

Но гора может родить мышь. Реформы не пойдут, если начнется тихий саботаж частных перевозчиков и громкое брюзжание политиков в предвыборные годы (2021 год – выборы в Госдуму, 2023 – в гордуму), или если коррупционеры своевременно подстроятся к новой системе финансирования, а пресса это заметит. Именно поэтому запланировано «проведение масштабной информационной кампании, направленной на разъяснение жителям Рязани сути проводимого реформирования городского пассажирского транспорта» (цитата из доклада).

Ну, а что сам губернатор? Он выслушал и только заметил, что условия и оплата труда в МУП «УРТ» должны быть достойными. Ему же положено заботиться о народе.
Алексей ДАРИКОВ