В Спасском районе едва не сгорели десятки домов: пожарные прибыли, когда огонь перекинулся на стены сараев
Вся улица в дыму, вокруг треск и гарь, а сквозь страшную завесу проскальзывают огромные языки пламени – вечер 18 мая 2021 года обитатели деревни Малево не забудут вовек. Потом бессонная ночь и тревожное ожидание – что будет поутру? А с рассветом они увидели чудо: вокруг выгоревшие поля-деревья, вместо дома культуры (давно не обитаемого) – пепелище, еще несколько спаленных сараев и… целые дома. Причем все целые.
Тесто вместо трассы
Позже выяснилось, что верховой огонь – пламя было выше деревьев – из-за сильного ветра примчался с пожара в соседней деревне, что в четырех километрах. Пожарные тоже мчались, как могли.
– Еще бы пять минут они не приехали, и всё, деревня наша полностью выгорела. Сараи-то ведь уже занялись, до домов оставалось не больше двадцати метров. Тушили сами, да воды толком нет, – рассказывает местная жительница Валентина Ефимова. – Но к пожарным никаких претензий, только огромная благодарность: машин пригнали очень много, даже из Рязани. И всю ночь деревню отстаивали.
Вариантов пробраться в Малево у спасателей было два. Либо с одной стороны после асфальта по бездорожью четыре километра, либо с другой – тоже по колеям, но уже шесть километров. Выбрали оба направления. Тут, правда, есть разнообразие: 4 км это песок с регулярными поворотами, а 6 – глина с ямами.
Нескучная смена тогда выдалась у пожарных. По словам руководителя местной пожарной части Дмитрия Бобылева, случаев, чтобы эти машины не смогли проехать, в Спасском районе пока не было. Потому как вездеходы. А скорость? Она без всех прелестей глубинных дорог, безусловно, будет другой.
У жителей Малева огромный опыт: со скорой, которая ни раз и ни два не могла пробраться к пациентам, с водителями грузовиков из строительных магазинов, отказывающимися от заказов из этой деревни. А народ местный хочет и жить, и строиться. Кстати, фактически из-за строительного бизнеса он и остался без дороги.
Дело в том, что вокруг Малева много лесов, часть из них идет под вырубку. Лесовозы, постоянно вывозящие бревна, когда-то и разбили те самые «глиняные» 6 км. Это была насыпь по болоту, сверху покрытая щебнем. Грузовики от щебенки не оставили ничего, а насыпь раскатали, превратив в тесто. После дождей оно размокает, и всё – проезда нет. Втягивает эта смесь и ноги, и колеса. Любые.
Один из весенних случаев: застряла легковушка, вызвали трактор, но... его тоже пришлось вызволять. Трактором уже другой весовой категории.
Дождь как повод для бегства
К властям, разумеется, люди обращались. Ответ один: в Малеве прописаны два человека, в соседнем Старикове пятеро. А значит, ремонт нецелесообразен. У местных жителей другое мнение, поскольку летом в обеих деревнях живут под 200 человек. И самые активные из них решили пробиваться на прямую линию президента. Записали видеоролик с обращением, на которое подмонтировали фото той самой псевдодороги. Дело было в 2018-м. Пожар случился три года спустя.
На глаза Путину ролик не попал, но с тех пор произошло одно изменение. Наскребя где-то старый асфальт, на половине дороги засыпали «самые проблемные участки». Подключили и грейдер. На этом полномочия сельских властей закончились. Как и деньги.
– Я неоднократно обращаюсь в область по этому вопросу. Но приоритет таков – если мало людей, зачем большие средства вкладывать? – пояснил «Новой» глава администрации Выжелесского сельского поселения Геннадий Панкин. – Заселять надо, тогда и будут деньги выделять. И это не только дороги касается.
А вот другая цитата. Эти слова произнес водитель грузовика, недавно доставивший в Малево стройматериал. Согласился он на такой рейд по незнанию – шофера в спешке забыли предупредить о «дороге».
– Да мне тут хоть и бесплатно землю дай, я все равно не поеду. А будет дорога – буду жить, – уверил знаток проезжей части, на чем круг и замкнулся.
Также думают и некоторые пожилые люди, насовсем покинувшие Малево: им страшно находиться в таком «отдалении» от медпомощи. По этой причине несколько человек съехали. Дождавшись подходящей погоды.
– Видят, дождь начался – сразу бежать. Целый поток машин на город, – так говорят те, кто летом здесь обитает постоянно. – Иначе все размоет и совсем не выберешься.
«Бежать» приходится со скоростью 20 км/час. Но есть шанс, что скорость чуток прибавится. По заверениям районных властей уже в этом году хотят засыпать щебнем «проблемные участки» оставшейся половины дороги. По предварительным оценкам это обойдется местному бюджету в 7–8 млн рублей. Так что теперь проезд напрямую зависит от жизнеспособности районной казны и цен на щебень. Ну, и, само собой, от погоды.
P.S. На обочине Малева есть небольшой прудик, который нужен на случай пожара. Он давно зарос, деньги на расчистку никак не выделят.
Год назад жители сами опилили поросль вокруг, а теперь власти хотят нанять спецтехнику для расчистки водоема. И сделать это глубокой осенью. Доедут ли сюда эти машины и вылезут ли благополучно? Тут главное подрядчика не предупреждать, чтобы не спугнуть!
к слову
Из 62-х домов в Малеве 35 – жилые. То есть больше половины. И это без дороги, водопровода и газа. Если в такие условия люди, пусть и на полгода, сюда заселяются, то сколько их будет хотя бы с дорогой? Читай: «со скорой помощью», «с возможностью строиться», «с регулярной продуктовой лавкой» и т.п. Жильцов прибавилось бы и летних, и постоянных. Ожила бы деревня.
Екатерина СМБАТЯН