В Спасском районе едва не сгорели десятки домов: пожарные прибыли, когда огонь перекинулся на стены сараев
Вся улица в дыму, вокруг треск и гарь, а сквозь страшную завесу проскальзывают огромные языки пламени – вечер 18 мая 2021 года обитатели деревни Малево не забудут вовек. Потом бессонная ночь и тревожное ожидание – что будет поутру? А с рассветом они увидели чудо: вокруг выгоревшие поля-деревья, вместо дома культуры (давно не обитаемого) – пепелище, еще несколько спаленных сараев и… целые дома. Причем все целые.
Тесто вместо трассы
Позже выяснилось, что верховой огонь – пламя было выше деревьев – из-за сильного ветра примчался с пожара в соседней деревне, что в четырех километрах. Пожарные тоже мчались, как могли.
– Еще бы пять минут они не приехали, и всё, деревня наша полностью выгорела. Сараи-то ведь уже занялись, до домов оставалось не больше двадцати метров. Тушили сами, да воды толком нет, – рассказывает местная жительница Валентина Ефимова. – Но к пожарным никаких претензий, только огромная благодарность: машин пригнали очень много, даже из Рязани. И всю ночь деревню отстаивали.
Вариантов пробраться в Малево у спасателей было два. Либо с одной стороны после асфальта по бездорожью четыре километра, либо с другой – тоже по колеям, но уже шесть километров. Выбрали оба направления. Тут, правда, есть разнообразие: 4 км это песок с регулярными поворотами, а 6 – глина с ямами.
Нескучная смена тогда выдалась у пожарных. По словам руководителя местной пожарной части Дмитрия Бобылева, случаев, чтобы эти машины не смогли проехать, в Спасском районе пока не было. Потому как вездеходы. А скорость? Она без всех прелестей глубинных дорог, безусловно, будет другой.
У жителей Малева огромный опыт: со скорой, которая ни раз и ни два не могла пробраться к пациентам, с водителями грузовиков из строительных магазинов, отказывающимися от заказов из этой деревни. А народ местный хочет и жить, и строиться. Кстати, фактически из-за строительного бизнеса он и остался без дороги.
Дело в том, что вокруг Малева много лесов, часть из них идет под вырубку. Лесовозы, постоянно вывозящие бревна, когда-то и разбили те самые «глиняные» 6 км. Это была насыпь по болоту, сверху покрытая щебнем. Грузовики от щебенки не оставили ничего, а насыпь раскатали, превратив в тесто. После дождей оно размокает, и всё – проезда нет. Втягивает эта смесь и ноги, и колеса. Любые.
Один из весенних случаев: застряла легковушка, вызвали трактор, но... его тоже пришлось вызволять. Трактором уже другой весовой категории.
Дождь как повод для бегства
К властям, разумеется, люди обращались. Ответ один: в Малеве прописаны два человека, в соседнем Старикове пятеро. А значит, ремонт нецелесообразен. У местных жителей другое мнение, поскольку летом в обеих деревнях живут под 200 человек. И самые активные из них решили пробиваться на прямую линию президента. Записали видеоролик с обращением, на которое подмонтировали фото той самой псевдодороги. Дело было в 2018-м. Пожар случился три года спустя.
На глаза Путину ролик не попал, но с тех пор произошло одно изменение. Наскребя где-то старый асфальт, на половине дороги засыпали «самые проблемные участки». Подключили и грейдер. На этом полномочия сельских властей закончились. Как и деньги.
– Я неоднократно обращаюсь в область по этому вопросу. Но приоритет таков – если мало людей, зачем большие средства вкладывать? – пояснил «Новой» глава администрации Выжелесского сельского поселения Геннадий Панкин. – Заселять надо, тогда и будут деньги выделять. И это не только дороги касается.
А вот другая цитата. Эти слова произнес водитель грузовика, недавно доставивший в Малево стройматериал. Согласился он на такой рейд по незнанию – шофера в спешке забыли предупредить о «дороге».
– Да мне тут хоть и бесплатно землю дай, я все равно не поеду. А будет дорога – буду жить, – уверил знаток проезжей части, на чем круг и замкнулся.
Также думают и некоторые пожилые люди, насовсем покинувшие Малево: им страшно находиться в таком «отдалении» от медпомощи. По этой причине несколько человек съехали. Дождавшись подходящей погоды.
– Видят, дождь начался – сразу бежать. Целый поток машин на город, – так говорят те, кто летом здесь обитает постоянно. – Иначе все размоет и совсем не выберешься.
«Бежать» приходится со скоростью 20 км/час. Но есть шанс, что скорость чуток прибавится. По заверениям районных властей уже в этом году хотят засыпать щебнем «проблемные участки» оставшейся половины дороги. По предварительным оценкам это обойдется местному бюджету в 7–8 млн рублей. Так что теперь проезд напрямую зависит от жизнеспособности районной казны и цен на щебень. Ну, и, само собой, от погоды.
P.S. На обочине Малева есть небольшой прудик, который нужен на случай пожара. Он давно зарос, деньги на расчистку никак не выделят.
![](/images/upload/4(369).jpg)
Год назад жители сами опилили поросль вокруг, а теперь власти хотят нанять спецтехнику для расчистки водоема. И сделать это глубокой осенью. Доедут ли сюда эти машины и вылезут ли благополучно? Тут главное подрядчика не предупреждать, чтобы не спугнуть!
к слову
Из 62-х домов в Малеве 35 – жилые. То есть больше половины. И это без дороги, водопровода и газа. Если в такие условия люди, пусть и на полгода, сюда заселяются, то сколько их будет хотя бы с дорогой? Читай: «со скорой помощью», «с возможностью строиться», «с регулярной продуктовой лавкой» и т.п. Жильцов прибавилось бы и летних, и постоянных. Ожила бы деревня.
Екатерина СМБАТЯН