Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№32 от 22 августа 2019 г.
Маленький Чернобыль в рязанском небе
 Как физик из Буркина-Фасо нарисовал радиоактивное облако, а метеорологи его не заметили

19 августа исполнительный секретарь комиссии Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний Лассина Зербо опубликовал на своей страничке в Twitter анимированную карту, на которой показано возможное движение над Россией с 8 по 19 августа «гипотетических частиц» радиоактивного облака. Почти все СМИ, которые следят за мировыми новостями, связали это с сообщением о взрыве на военном полигоне в российском Приполярье.



Если пересмотреть внимательно анимацию на карте, то в районе, где на карте находится Рязань, край закрашенного пятна появляется вечером 10 августа и уходит на юго-восток то ли утром, то ли днем 11 августа.

Ложная тревога?

Никакой паники в рязанском обществе после этого сообщения не наблюдалось. Во-первых, понять что-либо на карте без надписей, с одними только географическими очертаниями, могут далеко не все. Во-вторых, телевидение новостью не заинтересовалось, так как несколько дней назад пресс-секретарь президента России уже называл абсурдом разговоры о неком «радиоактивном облаке» на севере страны.   

Между тем, по российским законам информация, которая касается здоровья людей и состояния окружающей среды, не может быть засекречена. А рязанский центр гидрометеорологической службы (ЦГМС) meteo62.ru все дни после аварии исправно публиковал (вместе с прогнозами погоды на следующий день) отчеты о радиационном фоне на территории Рязанской области. И каждый день с 9 по 12 августа фон равнялся 0,12 мкЗв/час (микрозивертов в час), что можно перевести в более привычные россиянам 12 микрорентген/час. Ни больше, ни меньше. 

Значит, тревога ложная? А что там вообще случилось, в этом Приполярье?

Привычная доза

Перед вторыми выходными августа 2019 года, когда Россия готовилась праздновать или уже праздновала День строителя, в интернете появились известия о какой-то аварии в Архангельской области, в результате которой погибли люди. Чуть позднее появились подробности: хоронить будут пятерых сотрудников «Росатома». В тот момент, еще в качестве предположения, и прозвучало слово «радиация».  

Вскоре Росгидромет сообщил, что после аварии на морском военном полигоне в Северодвинске был зафиксирован кратковременный всплеск радиоактивного фона – до 1,78 мкЗв/час. 

Надо сказать, что и эта цифра не слишком тревожна. Нормой считается показатель в 0,11 мкЗв/час, но здоровью человека ничего не угрожает и при показателях до 1,2 мкЗв/час, поскольку дозу в 0,6–0,8 мкЗв организм получает при обычной флюорографии, а при рентгеновском снимке она еще выше – до 5,0 мкЗв. 

Кстати, в Московском и Октябрьском районах Рязани есть даже обычные жилые дома, где старая советская штукатурка выдает «фон» чуть выше среднего – и ничего, их жители жалуются на здоровье не больше других. 

Дозиметры заговорили

И все-таки чересчур тревожащиеся люди есть всегда. Тем, кто постарше, трудно забыть, как в конце апреля 1986 года в юго-западных и центральных районах Рязанской области выпали радиоактивные частицы, принесенные ветром из «чернобыльской» зоны. Через пять лет в 19 районах области на этой территории, официально объявленной пострадавшей, проживало 180 тысяч человек. Всем им государство выплачивало компенсации, которые сами получатели называли с долей черного юмора «гробовыми» деньгами.   

В 1992 году в Рязани в районе Северной окружной дороги простые граждане с дозиметрами зафиксировали небольшое, не опасное для здоровья людей, но все-таки существенное отклонение в верхнюю сторону от среднего значения радиационного фона. Вызванные специалисты быстро разобрались, в чем дело: одно из рязанских предприятий вывалило на обочину самосвал грунта и мусора, в который попало немного отработанного стронция. Грунт быстро собрали, увезли куда следует – и дозиметры «замолчали». 

Зербо виднее?

А на основании чего же Лассина Зербо, уроженец африканской страны Буркина-Фасо, выпускник Парижского университета и член российского «Валдайского клуба», составил свою карту?

Ситуацию с ядерными инцидентами по всей планете Земля отслеживают 321 станция и 16 лабораторий Международной системы мониторинга (МСМ), разбросанные по всем континентам. 32 объекта расположены на территории России, с них-то сотрудники Зербо и обрабатывали сведения.  

В 2015 году «Вестник РГУ» опубликовал научный труд С.А. Тобратова и О.С. Железновой «Пространственные закономерности диффренциации радионуклидов в ландшафтах Рязанской области». Ученые рассмотрели, почему в некоторых местах региона радиация чуть выше, а в некоторых – чуть ниже. В публикации есть много хороших, подробных карт. И если кто-то после августовских страхов 2019 года начнет заново перемерять уровни радиации, ему будет с чем сравнивать свои результаты.
Илья КРЕЙКОВ