Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№37 от 22 сентября 2011 г.
Азартные игры с муниципальным имуществом
У Рязгорадминистрации созрели грандиозные планы по преобразованию подшефных предприятий



Городская власть может долго и в целом весьма аргументированно говорить о скудости бюджета, но при этом чиновники элегантно умалчивают о различных, иногда достаточно прибыльных активах, имеющихся у муниципалитета. Речь в частности идет о разного рода муниципальных предприятиях (МП, МУП) и учреждениях (МУ), периодически подпитывающих или опустошающих городскую казну.

Двуликие Янусы

Попытки придать этим структурам новую форму или вручить их судьбу частным лицам делались в Рязани неоднократно. Взять хотя бы скандальную историю с хлебозаводом № 3, который в 2002 году вроде бы хотели передать в аренду частной структуре, а особый интерес в этом деле приписывали тогдашнему спикеру Рязгордумы, а ныне рядовому депутату Александру Чайке, и его теще. 

Нынешняя администрация во главе с Виталием Артемовым тоже неравнодушна к дальнейшей участи разнообразных МП и МУПов и, видимо, собирается решить эту проблему избирательно и с выгодой для отдельно взятых горожан. 

В самом начале августа на рассмотрение депутатов городской Думы была вынесена пояснительная записка к проекту решения «О Прогнозном плане развития сети муниципальных унитарных предприятий города Рязани на 2011–2012 годы».

По мнению эксперта «Новой», хорошо разбирающегося в аппаратных хитросплетениях и закулисных интригах рязанских бюрократов, перед нами документ весьма любопытного содержания, особенно если читать его между строк.

Итак, прогнозным планом предусмотрено не менять статус и оставить в муниципальной собственности такие муниципальные предприятия как МП «Водоканал города Рязани», МУП «РМПТС», МУП «Свет города Рязани», МП «Комплекс», МП «Баккара», МП «Спецавтобаза по уборке города Рязани», МП МУП города Рязани «Рязанская автоколонна
№ 1310», МУП города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» и др.

Объяснение абсолютно понятное и даже популистское – эти структуры решают социальные задачи и оказывают услуги населению, в том числе и льготным категориям по регулируемым тарифам, которые зачастую не полностью покрывают фактические затраты. Типичный пример – муниципальный общественный транспорт, постоянно несущий убытки.

Правда, непонятно, как вяжется такая забота о системообразующих муниципальных предприятиях с недавними заявлениями заместителя главы горадминистрации Андрея Савичева, который предложил участникам прошедшей 14 сентября коллегии Рязгордумы рассмотреть возможность изменения формы управления муниципальными теплосетями и Водоканалом, которое позволило бы привлечь на них частные инвестиции. Похоже, рязанская мэрия в своих намерениях все больше становится похожа на двуликого Януса.

Еще две структуры, вроде бы застрахованные от приватизации и смены статуса, такие как две муниципальные бани – МП «Комплекс на улице Гоголя» и МП «Баккара» на улице Грибоедова в свое время были объектом пристального внимания одного из известных рязанских лоббистов – депутата облдумы Михаила Агапкина. Пока в этих намерениях поставлена точка. По крайней мере, на бумаге. 

С муниципальным предприятием спортивный комплекс «Локомотив», чей директор по нашим данным является протеже нынешнего мэра Виталия Артемова, предстоит проделать достаточно тонкую манипуляцию – преобразовать его в муниципальное автономное учреждение.

Судя по пояснительной записке, это изменение позволит спорткомплексу более эффективно организовать свою деятельность – зарабатывать денежные средства путем осуществления коммерческой деятельности, направляя их, в том числе, на развитие материально-технической базы. Вот такой муниципальный социально ответственный бизнес, духовно близкий нынешнему главе администрации.

Контроль отменяется!

Пожалуй, самой парадоксальной частью документа, подписанного начальником управления экономики горадминистрации с замысловатой фамилией Уворвихвост, можно считать раздел, посвященный ликвидации почти десятка муниципальных ЖЭУ, которые много лет с разной степенью успеха занимались эксплуатацией сотен многоквартирных домов областного центра. Их перепрофилируют в ООО, а обслуживаемые бывшими жилищно-эксплуатационными управлениями дома перейдут в управление городской управляющей жилищной компании соответствующего района, с которой ООО «ЖЭУ» придется заключать договоры на обслуживание.

Самый непостижимый момент в этой пертурбации – ликвидация Муниципального казенного предприятия города Рязани «Управляющая жилищная компания» в связи (обратите внимание на гениальную формулировку!) «с прекращением функций контроля за муниципальными предприятиями, занимающимися обслуживанием жилищного фонда». Кто же теперь будет контролировать сменившие статус ЖЭУ и районные управляющие компании? Областная госжилинспекция, но в ее штате количество инспекторов, занимающихся Рязанью, можно пересчитать по пальцам одной руки. Видимо, горадминистрация хочет отпустить предприятия, которым каждый из нас перечисляет деньги на содержание и ремонт жилфонда, в свободное плавание. Команда Артемова недвусмысленно дает понять – коммунальщики (как в том старом анекдоте про автомат Калашникова), как хотите, так и зарабатывайте, все равно вас контролировать некому.

В русло такой мудрой политики вполне укладываются и планы по преобразованию муниципального предприятия «Кустовой вычислительный центр», которое контролирует расчеты за жилищно-коммунальные услуги между населением, управляющими компаниями, ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями, в открытое акционерное общество.

Несмотря на уверения администрации, что 100% капитала новой структуры будут принадлежать муниципалитету, возникают сомнения, найдется ли равноценная замена одному из патриархов рязанского коммунального сектора нынешнему главе КВЦ Александру Цулимову, чье имя ассоциируются у многих экспертов с понятием «управленец старой закалки». 

Ну а на десерт уже упомянутые в самом начале статьи предприятия пищепрома. Оба муниципальных хлебозавода № 3 и
№ 1 планируется акционировать.

Резон вроде бы понятен – со сменой формы собственности появляется возможность более оперативно привлекать кредитные ресурсы, а также облегчается поиск инвестора для дальнейшего развития предприятий, тем более оба завода обладают  высокой конкурентоспособностью на рынке.

Но столь благородный замысел администрации приобретает совсем другую окраску, если представить себе, что потенциальных инвесторов двух рязанских хлебозаводов вдруг заинтересует резкий рост прибылей от своих вложений. В этом случае о приемлемых ценах на «Дарницкий» и «Нарезной» смело можно будет забыть.

P.S. В России за полгода было выявлено 13 тыс. нарушений в сфере ЖКХ. В их числе хищения с помощью фирм-однодневок, нарушения законодательства о конкуренции, подкупы и сговоры, а также возложение на граждан дополнительной финансовой нагрузки по поддержанию инфраструктуры. Об этом в минувший вторник президенту Дмитрию Медведеву рассказал генпрокурор Юрий Чайка.

Напомним, в марте текущего года пресс-служба УВД по Рязанской области сообщила, что сотрудниками Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Рязанской области проводится проверка по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами администрации Рязани. По предварительным данным, в результате этих действий бюджет Рязани недополучил свыше 20 млн рублей.

О привлечении виновных к ответственности пока ничего не сообщалось.
Борис СИНИЦЫН