Борьба со взяточниками на рязанской земле рискует превратиться в пошлый фарс благодаря так называемому десантному лобби
Рязань в этом ноябре могла почувствовать себя как в полноценном августе. И речь тут не про аномально теплую погоду, которая уже улетучилась, а про обилие в городе выпускников училища ВДВ, приехавших в город по случаю празднования столетия родного вуза. Практически всю неделю шли всевозможные мероприятия, посвященные данному юбилею. Для находящихся на свободе фигурантов «дела Дворецкого» это стало отличным маскировочным фоном.
В поисках запасного парашюта
Неделя выдалась «десантной» не только в торжествах. Как известно, герои истории с закупками продуктов питания для рязанских школьников в подчиненном администрации города муниципальном предприятии «Детское питание» –¬ десантники. Как арестованный директор предприятия Александр Дворецкий, так и находящийся на свободе его куратор Александр Чайка, который и убедил в начале 2018 года новое областное руководство назначить ответственным за питание в школах своего товарища. В ход был пущен традиционный набор руководителя отделения «Единой России» в Советском округе Рязани и председателя фракции ЕР в городской Думе – как можно отказать такому титулованному единороссу, да еще и ходатайствующему за кормежку школьников.
Знать бы, что детская кормежка обернется хорошей муниципальной кормушкой.
Прибывшие в эти выходные в столицу ВДВ обладатели тельняшек и голубых беретов не только не осуждали фигурантов данного уголовного дела, но, напротив – искали варианты помощи членам своего братства, попавшимся в руки следствия.
К защите Александра Чайки вроде бы был подключен даже нынешний председатель комитета по обороне Государственной Думы, экс-командующий ВДВ Владимир Шаманов. Ему, похоже, ситуация была преподнесена таким образом, что заслуженный десантник – полковник ВДВ пострадал за то, что отстаивал коммерческие интересы ряда торговых предприятий, ассоциированных со знатными десантниками или членами их семей, продвигающих продукты питания на рязанский рынок.
Чайкины звездочки
В этом контексте уже второй раз прозвучали в одной связке слова «полковник» и «Чайка». Поначалу это выглядело как издевка: старший по званию полковник Дворецкий, служивший ни где-нибудь, а в разведке ВДВ, выполнял приказы младшего по званию – уволившегося из армии капитаном Чайки. Но тогда мы посчитали это образным выражением. Теперь же получается, что в какой-то параллельной реальности Александра Чайку действительно считают полковником ВДВ. Более того, утверждают, что погоны ему не так давно публично вручал военный комиссар Рязанской области.
Тут стоит сделать небольшую паузу и внести ясность в систему воинских званий. Далеко не все читатели служили в армии или окончили вузы с военными кафедрами, поэтому могут не владеть ситуацией. Итак, по окончанию срочной службы солдаты уходят на «гражданку» либо рядовыми, либо ефрейторами, сержантами или старшинами. Эти звания, как и звания прапорщиков, получаемые на сверхсрочной службе, офицерскими не являются. Первое офицерское звание – лейтенант – присваивается выпускникам военных училищ. Далее, по прошествии строго определенного срока службы – чаще всего трех или пяти лет – при условии, что офицер занимает должность, соответствующую очередному воинскому званию, это звание ему присваивается. Что значит занимает должность? Если офицер служит, например, на должности командира роты, то потолок воинского звания для него – капитан, вне зависимости от срока службы.
Воинскому званию «полковник» соответствуют должности – командир полка, заместитель командира бригады, командир бригады, заместитель командира дивизии. Это очень высокие должности. Например, Рязанский десантный полк возглавляет полковник. Военный комиссар Рязанской области Деев – полковник. Начальник Управления внутренних дел Рязанской области Лебедев – полковник. Исполняющий обязанности прокурора области также носит погоны полковника. Примеры дают представление о статусе обладателей данных званий. И вдруг открыто стало звучать о том, что уволившийся уже давно из украинских вооруженных сил в звании капитана Александр Чайка стал обладателем воинского звания – полковник воздушно-десантных сил России. Хотя с 2000 года он находился на муниципальной службе в Рязанской городской Думе и точно не мог где-то служить в десантных войсках, получая очередные звания при перемещении по должностям воинской службы.
Даже первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне рязанец Александр Шерин имеет звание капитана ВДВ. И это при том, что он проходил военные сборы.
Явное несоответствие занятий в последние годы депутата Чайки и приписываемого ему воинского звания полковника говорит о вероятности должностного преступления в кругу лиц, допущенных к подготовке представлений на присвоение очередных воинских званий офицерам запаса. Если это так и члены десантного братства оказались введенными в заблуждение о статусе Чайки, посчитав его героем-десантником с высоким заслуженным званием, то становится понятно молчание Дворецкого на допросах. Полковник Дворецкий искренне может считать, что в данной ситуации он своим молчанием защищает старшего по званию, который использовал ситуацию с закупками в МП «Детское питание» не для личной корысти, а в интересах всего братства. Как и положено по Уставу воинской службы – спасает командира.
Где же ты, студент?
Увлекшись изучением истории возникновения полковничьих погон у Чайки, мы наткнулись еще на одну интересную компоненту его истории. Оказалось, что помимо всего прочего Александр Антонович является председателем ассоциации выпускников Рязанского государственного университета. Нам пока не удалось найти ни одного выпускника РГУ, который смог бы вспомнить о том, что он учился в университете вместе с данным полковником. Да, годы выпуска и номера групп совпадать могут, но самого факта обучения – посещения и конспектирования лекций, защиту самостоятельных и курсовых работ так никто пока и не вспомнил. Хотя забыть такого однокашника было бы трудно. Ведь годы обучения пришлись на тот период, когда Чайка уже являлся председателем Рязанского городского совета. И в учебной группе он уж точно не мог все пять лет оставаться не замеченным одногруппниками…
P.S. В криминальной среде одним из грубейших нарушений понятий является наколка на коже татуировок, не соответствующих статусу их обладателя. Там разговор бывает очень короткий. Наколки убирают вместе с кожей. Интересно, как поступают члены десантного братства с аналогичными фальсификаторами?
Отдел расследований