Несколько слов о системах фотовидеофиксации на дорогах Рязанской области
Не так давно на заседании облдумы депутат Станислав Подоль поинтересовался у замминистра регионального минтранса Валерия Еремина схемой распределения доходов от работы камер видеофиксации нарушений ПДД на дорогах области. Мол, концессионное соглашение заключали с частниками, есть ли в этом смысл? Еремин ответил, что в местную казну попадает 40% от суммы штрафов. Он также заметил, что основной смысл системы не в штрафах, а в безопасности: за последнее время количество нарушений скоростного режима сократилось вдвое. Однако у рязанцев осталось много вопросов, на многие из них попытаемся сегодня ответить. Дополнительно отметим, что с нового года деньги будут попадать не просто в бюджет области, а напрямую в дорожный фонд.
Как это работает?
Часто от водителей можно услышать фразы, что на наши налоги нас и штрафуют. Нет, ребята, все не так, на установку камер областной бюджет не потратил ни копейки. Регион заключил концессионное соглашение с АО «Безопасные дороги Рязанской области» (АО БДРО), которое закупает и устанавливает оборудование за свой счет. Оно же отвечает за его бесперебойную эксплуатацию. Вся информация с камер (официально их называют рубежами контроля) поступает в Центр автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД Рязанской области (ЦАФАП). Именно в ЦАФАП оформляют административные материалы, так что претензии к содержанию «писем счастья» следует направлять именно им, коммерсанты тут ни при чем.
По условиям соглашения БДРО получает часть от сумм собранных штрафов, неся все расходы по эксплуатации комплекса, включая почтовые (а только это – десятки миллионов рублей). И еще они выплачивают большие суммы по кредиту, который позволил осуществить закупку оборудования. Оставшаяся часть пополняет казну области. За 9 месяцев 2018 года чистый доход бюджета составил около 90 миллионов рублей.
Первые комплексы, установленные по соглашению, заработали в 2015 году. С тех пор количество «рубежей» постоянно увеличивается, растет и количество выполняемых ими функций. Поэтому фигура полицейского на трассе с радаром-«феном» уже окончательно канула в прошлое.
Что сегодня в наличии?
На сегодняшний день в области работают 90 стационарных камер, которые занимаются исключительно замером скорости, именно они фиксируют самое большое количество нарушений. Об их расположении можно запросто узнать из различных мобильных приложений для автомобилистов, а полный список находится на сайте Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. Камеры располагали с учетом статистики аварийности, на самых опасных местах. Основанием для вынесения постановления ЦАФАПом является превышение скорости более чем на 20 км/ч, так что при ограничении в 60 км/ч безопасно для кошелька ехать 70–75.
Камеры, фиксирующие нарушения ПДД водителями, устанавливаются в соответствии с определенными нормами и Правилами дорожного движения. Еще 1 июля 2013 года в ПДД РФ появилась новая информационная табличка 8.23 и разметка 1.24.4 «Фотовидеофиксация». Согласно новым нормам водителя должны предупредить о том, что ведется съемка стационарными дорожными камерами, работающими в автоматическом режиме. А вот о том, что работают передвижные комплексы фотовидеоконтроля, по действующему законодательству, никто никого предупреждать не должен. В любом случае, есть табличка или ее нет, камера фиксирует факт нарушения. А нарушать нельзя. Так что постановление выпишут, и опротестовать его из-за отсутствия таблички не получится.
Также по дорогам области колесят 32 передвижных комплекса «Арена», география расположения которых меняется каждый месяц с учетом данных об аварийности на различных участках дорог. Эти треноги с ящиком на обочинах – причина особенной настороженности рязанских водителей, не соблюдающих скоростной режим, были даже случаи нападений. Не на операторов, к счастью, а вот оборудованию, бывает, достается крепко. Но тут надо сказать, что данные случаи всегда тщательно расследуются, виновные несут наказание. И кстати, аппаратура эта принадлежит не коммерсантам, а стоит на балансе области, так что можно сказать, что бьют по государственному добру.
В области расположено пять стационарных и действуют три мобильных рубежа контроля АПВГК (автоматический пост весового и габаритного контроля). Штраф за перегруз выписывается автоматически. Рязанцев это должно радовать, так как на дорогах значительно уменьшилось количествогрузовиков «с излишним весом», что, в свою очередь, позволяет дольше сохранять качество дорожного полотна. Кстати, руководство АО БДРО утверждает, что они в этом деле пионеры, и раньше в России такого не было. Многочасовые процедуры регистрации перегруза ушли в прошлое.
Отдельным сюрпризом для водителей города Рязани оказалось появление в областном центре пяти комплексов фиксации нарушений на перекрестках. Каждый из них долго тестировали, теперь они работают с полной отдачей. На Первомайском проспекте расположились сразу два комплекса: на перекрестках с улицами Каширина и Дзержинского. На Московском шоссе – при повороте на путепровод в сторону Приокского. Комплексы также стоят на перекрестке улиц Есенина и Спортивной (съезд с путепровода) и перекрестке улицы Новая и Касимовского шоссе. Камеры фиксируют проезд на запрещающий сигнал светофора (штраф 1000 рублей), нарушение стоп-линии при остановке (800 рублей), а также поворот в нарушение разметки (1000 рублей).
Появление универсальных камер на перекрестках вскрыло множество проблем в организации дорожного движения в городе. Выяснилось, к примеру, что в некоторых случаях, если все автомобили перед поворотом дисциплинированно выстраиваются на предписанной разметкой полосе, то могут образоваться значительные пробки. Но камера – она только фиксирует. А поменять правила движения по перекрестку и изменить разметку могут только в Управлении благоустройства Администрации города Рязани. В ГИБДД утверждают, что они периодически обращаются к ним с предложениями поменять схемы движения на проблемных участках, но в ответ чаще всего получают молчание.
Реакция водителей
По сравнению с 2014-м итоги 2017 года обнадеживают. Снижение смертности на дорогах на 32%, аварийности – на 24%, уменьшение на 30% количества нарушителей скоростного режима (которые жутко достают в первую очередь обычных дисциплинированных водителей) – все это не может не радовать. Однако у большинства автовладельцев камеры все равно вызывают раздражение. Что же нужно делать, чтобы не получить «привет» от камеры в виде «письма счастья»?
Самый логичный ответ – не нарушать. При этом помним, что, к примеру, за превышение скорости до 20 км/ч у нас пока не штрафуют.
Но для некоторых этого мало, и они начинают замазывать номера грязью, а то и используют различные приспособления: всяческие рамки, наклейки и так далее. Однако применение и даже установка любого приспособления, затрудняющего идентификацию госномера, влечет за собой крайне жесткие санкции в случае их обнаружения. В частности, ст. 12.2 ч. 2 КоАП РФ предусматривает штраф в 5000 рублей либо лишение прав на 1–3 месяца. Управление транспортным средством с заведомо подложными регистрационными знаками наказывается лишением прав на 6–12 месяцев (ст. 12.2 ч. 4 КоАП РФ).
А вот использование радар-детекторов у нас вполне разрешено, только не надо их путать с антирадарами, подавляющими работу комплексов. Не запрещается использование навигаторов и видеорегистраторов с GPS-модулем и соответствующей базой данных установленных комплексов.
И все-таки лучший способ – не нарушать.
Роман СИВЦОВ