Несколько слов о системах фотовидеофиксации на дорогах Рязанской области
Не так давно на заседании облдумы депутат Станислав Подоль поинтересовался у замминистра регионального минтранса Валерия Еремина схемой распределения доходов от работы камер видеофиксации нарушений ПДД на дорогах области. Мол, концессионное соглашение заключали с частниками, есть ли в этом смысл? Еремин ответил, что в местную казну попадает 40% от суммы штрафов. Он также заметил, что основной смысл системы не в штрафах, а в безопасности: за последнее время количество нарушений скоростного режима сократилось вдвое. Однако у рязанцев осталось много вопросов, на многие из них попытаемся сегодня ответить. Дополнительно отметим, что с нового года деньги будут попадать не просто в бюджет области, а напрямую в дорожный фонд.
Как это работает?
Часто от водителей можно услышать фразы, что на наши налоги нас и штрафуют. Нет, ребята, все не так, на установку камер областной бюджет не потратил ни копейки. Регион заключил концессионное соглашение с АО «Безопасные дороги Рязанской области» (АО БДРО), которое закупает и устанавливает оборудование за свой счет. Оно же отвечает за его бесперебойную эксплуатацию. Вся информация с камер (официально их называют рубежами контроля) поступает в Центр автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД Рязанской области (ЦАФАП). Именно в ЦАФАП оформляют административные материалы, так что претензии к содержанию «писем счастья» следует направлять именно им, коммерсанты тут ни при чем.
![](/images/upload/видеофиксация значок.jpg)
По условиям соглашения БДРО получает часть от сумм собранных штрафов, неся все расходы по эксплуатации комплекса, включая почтовые (а только это – десятки миллионов рублей). И еще они выплачивают большие суммы по кредиту, который позволил осуществить закупку оборудования. Оставшаяся часть пополняет казну области. За 9 месяцев 2018 года чистый доход бюджета составил около 90 миллионов рублей.
Первые комплексы, установленные по соглашению, заработали в 2015 году. С тех пор количество «рубежей» постоянно увеличивается, растет и количество выполняемых ими функций. Поэтому фигура полицейского на трассе с радаром-«феном» уже окончательно канула в прошлое.
Что сегодня в наличии?
На сегодняшний день в области работают 90 стационарных камер, которые занимаются исключительно замером скорости, именно они фиксируют самое большое количество нарушений. Об их расположении можно запросто узнать из различных мобильных приложений для автомобилистов, а полный список находится на сайте Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. Камеры располагали с учетом статистики аварийности, на самых опасных местах. Основанием для вынесения постановления ЦАФАПом является превышение скорости более чем на 20 км/ч, так что при ограничении в 60 км/ч безопасно для кошелька ехать 70–75.
Камеры, фиксирующие нарушения ПДД водителями, устанавливаются в соответствии с определенными нормами и Правилами дорожного движения. Еще 1 июля 2013 года в ПДД РФ появилась новая информационная табличка 8.23 и разметка 1.24.4 «Фотовидеофиксация». Согласно новым нормам водителя должны предупредить о том, что ведется съемка стационарными дорожными камерами, работающими в автоматическом режиме. А вот о том, что работают передвижные комплексы фотовидеоконтроля, по действующему законодательству, никто никого предупреждать не должен. В любом случае, есть табличка или ее нет, камера фиксирует факт нарушения. А нарушать нельзя. Так что постановление выпишут, и опротестовать его из-за отсутствия таблички не получится.
Также по дорогам области колесят 32 передвижных комплекса «Арена», география расположения которых меняется каждый месяц с учетом данных об аварийности на различных участках дорог. Эти треноги с ящиком на обочинах – причина особенной настороженности рязанских водителей, не соблюдающих скоростной режим, были даже случаи нападений. Не на операторов, к счастью, а вот оборудованию, бывает, достается крепко. Но тут надо сказать, что данные случаи всегда тщательно расследуются, виновные несут наказание. И кстати, аппаратура эта принадлежит не коммерсантам, а стоит на балансе области, так что можно сказать, что бьют по государственному добру.
В области расположено пять стационарных и действуют три мобильных рубежа контроля АПВГК (автоматический пост весового и габаритного контроля). Штраф за перегруз выписывается автоматически. Рязанцев это должно радовать, так как на дорогах значительно уменьшилось количествогрузовиков «с излишним весом», что, в свою очередь, позволяет дольше сохранять качество дорожного полотна. Кстати, руководство АО БДРО утверждает, что они в этом деле пионеры, и раньше в России такого не было. Многочасовые процедуры регистрации перегруза ушли в прошлое.
Отдельным сюрпризом для водителей города Рязани оказалось появление в областном центре пяти комплексов фиксации нарушений на перекрестках. Каждый из них долго тестировали, теперь они работают с полной отдачей. На Первомайском проспекте расположились сразу два комплекса: на перекрестках с улицами Каширина и Дзержинского. На Московском шоссе – при повороте на путепровод в сторону Приокского. Комплексы также стоят на перекрестке улиц Есенина и Спортивной (съезд с путепровода) и перекрестке улицы Новая и Касимовского шоссе. Камеры фиксируют проезд на запрещающий сигнал светофора (штраф 1000 рублей), нарушение стоп-линии при остановке (800 рублей), а также поворот в нарушение разметки (1000 рублей).
Появление универсальных камер на перекрестках вскрыло множество проблем в организации дорожного движения в городе. Выяснилось, к примеру, что в некоторых случаях, если все автомобили перед поворотом дисциплинированно выстраиваются на предписанной разметкой полосе, то могут образоваться значительные пробки. Но камера – она только фиксирует. А поменять правила движения по перекрестку и изменить разметку могут только в Управлении благоустройства Администрации города Рязани. В ГИБДД утверждают, что они периодически обращаются к ним с предложениями поменять схемы движения на проблемных участках, но в ответ чаще всего получают молчание.
Реакция водителей
По сравнению с 2014-м итоги 2017 года обнадеживают. Снижение смертности на дорогах на 32%, аварийности – на 24%, уменьшение на 30% количества нарушителей скоростного режима (которые жутко достают в первую очередь обычных дисциплинированных водителей) – все это не может не радовать. Однако у большинства автовладельцев камеры все равно вызывают раздражение. Что же нужно делать, чтобы не получить «привет» от камеры в виде «письма счастья»?
Самый логичный ответ – не нарушать. При этом помним, что, к примеру, за превышение скорости до 20 км/ч у нас пока не штрафуют.
Но для некоторых этого мало, и они начинают замазывать номера грязью, а то и используют различные приспособления: всяческие рамки, наклейки и так далее. Однако применение и даже установка любого приспособления, затрудняющего идентификацию госномера, влечет за собой крайне жесткие санкции в случае их обнаружения. В частности, ст. 12.2 ч. 2 КоАП РФ предусматривает штраф в 5000 рублей либо лишение прав на 1–3 месяца. Управление транспортным средством с заведомо подложными регистрационными знаками наказывается лишением прав на 6–12 месяцев (ст. 12.2 ч. 4 КоАП РФ).
А вот использование радар-детекторов у нас вполне разрешено, только не надо их путать с антирадарами, подавляющими работу комплексов. Не запрещается использование навигаторов и видеорегистраторов с GPS-модулем и соответствующей базой данных установленных комплексов.
И все-таки лучший способ – не нарушать.
Роман СИВЦОВ