Сметная стоимость рязанской БСМП неожиданно уменьшилась в 1,5 раза, а выделенные на ее строительство деньги нельзя освоить по закону
Изначально строительство в Рязани на месте бывшего трамвайного парка на ул.Гоголя нового здания Больницы скорой медицинской помощи (БСМП) оценивалось в 4,5 млрд бюджетных рублей. Об этом в первых числах ноября было сообщено на официальном сайте областного правительства.
Но далее история складывается в поистине гоголевский сюжет. 19 декабря сметная стоимость неожиданно уменьшилась – до 3,1 млрд. рублей. В полтора раза – за полтора месяца.
Мы решили выяснить – что могло произойти за это время. Но для начала главный вопрос: а кто насчитал такую сумму изначально, если можно обойтись гораздо меньшей? Получается, что для чего-то (или под кого-то) первоначальная цена на строительство больницы была намеренно завышена. И губернатор эту цифру озвучил. А тут вдруг прошла независимая экспертиза и обнаружила астрономическое превышении цены почти в полтора раза. Это ведь не на пять процентов больше, а на 50! Не значит ли это, что и все оценки, по которым ранее запускали аукционы в Рязанской области, также изначально завышены?. (Никто из заявителей при этом свои цены не снижает, и бюджет, получается, переплачивает).
И если реально оказалось сократить на треть расходы на больницу, то это требует внимания к обоснованию стартовых цен других строек «имени Ковалева». Сын которого Андрей, кстати, активно занимается строительным бизнесом.
Например, свежи еще в памяти скандалы с финансированием Северного дорожного обхода Рязани, в самом названии которого – обход – уже зашифрован подвох, достойный пера авторов «Мертвых душ» и «Истории одного города». Или другая масштабная стройка – тоннель на Московском шоссе близ станции Дягилево – а что, если и там расчеты завышены на те же 50%? Это какие же суммы утекли в небытие?! Предположим, с той же «точностью» и тарифы для населения считают (не зря они одни из самых больших в стране), то и там при верном расчете жители могли бы платить значительно меньше.
«Освоим эти деньги»
Но вернемся к еще не начатому строительству больницы. Даже выделенные на его подготовку деньги по закону в этом году «освоить», выражаясь чиновным жаргоном, не удастся.
Когда на пленарном заседании Госдумы РФ депутатами было принято решение направить средства на начало строительства в Рязанской области нового комплекса БСМП, рязанский губернатор Олег Ковалев разразился пламенной тирадой:
– Очень приятно, что наша большая подготовительная работа завершилась успешно, и наконец-то мы можем начать строительство. Выделено около 112 млн рублей по поправкам в бюджет 2016 года, плюс софинансирование со стороны региона составит порядка 150 млн рублей. До конца этого года мы выйдем на площадку, начнем строительство БСМП и освоим эти деньги (здесь и далее выделено нами, – ред.). Такие возможности у нас есть, и, безусловно, мы это сделаем.
Я сказал – вы выполняйте!
Вроде бы, все хорошо и складно в словах выпускника Саратовского монтажного техникума, и вопросов к профессионалу строительного дела нет, но… один все-таки есть, и он главный! Каким путем вы их «освоите», Олег Иванович?
Естественно, подневольным чиновникам некуда деваться, и происходит следующее: в связи с данным заявлением Ковалева министерством строительного комплекса Рязанской области 8 ноября 2016 года внесены изменения в план-график на 2016 год.
А именно – добавлены две новые закупки под номерами 36 и 37:
36. Выполнение работ по строительству объекта: «Комплекс зданий городской клинической больницы скорой медицинской помощи на 540 коек в г. Рязани» на сумму 3 млрд 93 млн 448 тысяч рублей 51 копейка.
37. Выполнение подготовительных работ по строительству объекта: «Комплекс зданий городской клинической больницы скорой медицинской помощи на 540 коек в г.Рязани» на сумму 151 300 000 рублей со сроком исполнения в 2016 году.
Строительство такого объекта как БСМП сопряжено с множеством коррупциогенных факторов. Поэтому в сегодняшней статье мы сделаем акцент только на закупку под номером 37. Ту, что «со сроком исполнения в 2016 году».
Итак, наши эксперты, пожелавшие сохранить анонимность, – по пунктам – отвечают на вопрос:
«Возможно ли начать стройку до нового года, как обещает губернатор?»
Первое. Согласно части 14 статьи 21 Федерального закона о контрактной системе 44-ФЗ, внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки (в соответствии с частью 13 настоящей статьи) может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. То есть минимально возможная дата размещения извещения – 21 ноября 2016 года.
Во-вторых, согласно положениям статьи 63 вышеупомянутого федерального закона, Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. А в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. То есть минимально возможная дата окончания срока подачи заявок будет 6 декабря 2016 года.
В-третьих, согласно части 2 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе 44-ФЗ, срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семи дней с даты окончания срока подачи указанных заявок. В данном случае возьмем четыре дня, учитывая многомиллионный объект закупки и, как следствие – массивное техническое задание.
И, наконец, четвертое. Согласно части 5 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Таким образом, прибавляем еще три дня.
В итоге получим, что протокол подведения итогов электронного аукциона и определения победителя может быть опубликован (без учета возможных запросов на разъяснения) не ранее чем 15 декабря 2016 года.
Теперь перейдем к заключению контракта
Согласно части 9 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. В данном случае эта знаменательная дата выпадает на 26 декабря 2016 года, и тут – СТОП!
Через два дня заканчивается финансовый год и все операции в Минфине. Что делать? Риторический вопрос. На выполнение работ в данном случае отводится два рабочих дня, а как же оплата? Освоить 150 миллионов рублей таким путем на законных основаниях просто невозможно.
Вот так и строим. Можно предположить, что работы на площадке начнутся до подведения итогов аукциона и заключения контракта. Вы спросите: а как же закон? А никак!
Ведь губернатор же сказал...
Отдел расследований