Живописец Денис Исаев – о Вселенной в красках, бассейне для вдохновения и цене собственных картин
Практически сразу после новогодних каникул в Музее истории молодежного движения (ул. Свободы, 79) в рамках проекта «Музей глазами художника» открылась персональная выставка Дениса Исаева «Игра вдохновения». И это стало своеобразной традицией, потому что его вернисажи проходят в музее третий раз подряд в начале года. Напомню, первая экспозиция Исаева «Рязанская Русь» состоялась здесь в 2018 году («Новая № 5Р от 8 февраля 2018 г.), а выставка «Искусство без границ» – в конце прошлого января. О том, чем же так Рязань притягивает художника из другого города, творчестве и переменах, случившихся за это время, я побеседовал с автором.
– В чем отличие нынешней выставки от прошлых двух в стенах этого музея?
– На этот раз представлено 37 работ, написанных исключительно за прошлый год. Она является пятнадцатой по счету моей персональной выставкой и пятой экспозицией на Рязанской земле. Первая часть выставки состоит из работ, написанных в Рязани, селе Исады и поселке Остров, что возле Рязанского кремля. Другая написана в Крыму, а третья часть посвящена музеям, поскольку нынешняя выставка проходит под эгидой цикла «Музей глазами художника».
Я не люблю повторяться. Каждая выставка – это не только новые работы, но и разные, не похожие друг на друга, потому что каждый человек, каждое состояние природы и каждый цвет – разные. Есть художники, которые десятилетиями выставляют одно и то же. Причем, если их работы собрать вместе, они все одинаковые, написанные двумя-тремя красками, с максимальной экономией: тонким слоем на дешевых холстах. И это их неуважение к себе и некомпетентному зрителю, не говоря уже о покупателях и коллекционерах.
Я считаю, что повторять самого себя – это путь регресса, а не прогресса. Каждый художник должен расти и развиваться в любом возрасте и в любое время.
– Ты постоянно возвращаешься в Рязань. В прошлом интервью говорил, что люди, живущие у моря, не видят его. Так, наверное, и у рязанцев глаз замылился. Чем тебя привлекает наш город?
– Посмотри, как звучит: Трубеж, Лыбедь, Скоморошинская, Наташин парк, Николо-Дворянская, Остров... Такие красивые, необычные, но привычные для рязанцев названия не могут не вдохновлять художника и писателя и оставлять равнодушным. Я иду по Рязани – и каждый раз понимаю, насколько она совершенна, многогранна и красива. Я смотрю из окна и горжусь, что рисую в самом красивом городе, в котором мне приятно находиться. Живу в самом красивом доме, на самой красивой улице, в самом центре, рядом с уникальным Молодежным музеем. И главное, я в Рязани, а не в Париже или Лос-Анджелесе, где нет ничего родного и вдохновляющего, кроме денег и современного искусства.
Как говорил поэт: «Я скажу: не надо рая, дайте родину мою». Для меня этим раем и одновременно родиной является Рязань, мой самый любимый город, в котором я пишу, живу, свободно дышу в сфере искусства. Иногда вечером я смотрю из кремля на Остров и Окружную дорогу или на высотную башню на Мервинской и меня не покидает ощущение, что я в надежной рязанской крепости, в которой я спасаюсь от Дикого поля антиискусства.
Однако в Рязани есть и консервативное искусство, соц-арт, который остался повсюду, я уважительно отношусь к нему, хотя не разделяю его взглядов. Но здесь есть настоящая альтернатива, живое искусство, а, главное, вечное святое вдохновение, и это, на мой взгляд, самое главное для нас, молодежи. Потому что будущее – в творческом развитии, а не в мрачном псевдоакадемическом застое, который мы часто наблюдаем в официальных салонах и бизнесе.
– Откуда берешь вдохновение?
– В свободное время, которого у меня почти нет, я люблю поплавать в бассейне и походить зимой на лыжах. Но в этом году зима не очень снежная, поэтому такой возможности, к сожалению, почти не было. В Рязани я плаваю в бассейне на Есенина, и часто в этот момент обдумываю новые произведения, сюжеты и композиции новых картин, связанных с городом.
К сожалению, или к счастью, я никогда не пишу натюрморты. Пожалуй, это не мой жанр. Хотя когда-то, в школе, когда еще было хорошее зрение, у меня получались самые удачные акварельные и гуашевые постановки. Причем акварелью я работал очень тонко и ювелирно, особенно мне удавались стеклянные предметы и цветы. Но став взрослым и попробовав масло, я почти отказался от акварели, хотя иногда делаю небольшие акварельные портреты и наброски в стиле Артура Фонвизина и даже выставляю их. Однако моя техника – это холст, масло, густая, пастозная живопись, когда целая Вселенная в твоих красках, и ты ими смело работаешь, каждый раз создавая свой собственный мир.
Выставка, действительно, получилась символичной и необычной. Несмотря на то, что на ней показаны только новые работы, я представлен полностью как художник, и это итог моей многолетней работы. Иногда даже во сне я думаю об искусстве, и так рождаются новые произведения. На горе Джан-Куторан я могу представить почти объемно Старую Рязань и потом, вернувшись туда, написать новую хорошую картину. Идея, как хорошее вино, с годами становится только лучше, и чем дольше ты ее обдумываешь, проносишь через себя, синтезируешь и совершенствуешь в своей душе, тем качественнее и богаче будет твое живописное произведение.
– Многие художники живут за счет своего творчества. Вернее, выживают. Как у тебя обстоят дела в данном плане?
– Мне не интересен арт-бизнес. Я не живу во имя денег. Я считаю, что продавать картины должны не художники, а профессиональные арт-менеджеры и дилеры, которые есть в Рязани.
Почему меня многие считают дорогим художником? Да, мои работы стоят недешево, по сравнению даже с моими рязанскими коллегами-академистами. Но мои полотна штучны и уникальны, я не могу их повторить один в один, хотя они средние по формату, как работы, скажем, Сезанна и Моне. Каждая вещь – это не только дорогой холст, масса краски и куча времени, это целая жизнь, целая судьба, это как бы фрагмент бытия, построенного на живой эмоции, позитивной энергии и вдохновении.
Справка «Новой»
Денис ИСАЕВ имеет среднее и высшее художественное образование, степень магистра дизайна. Много лет работает преподавателем, профессионально занимается живописью и графикой. Активно выставляется на Международных биеннале современного искусства, Всероссийских и региональных выставках в Центральном доме художника. Принимает участие в ежегодных проектах «Молодая волна», «Молодые таланты», «Классики литературы», провел целый ряд персональных выставок. Автор множества публицистических и искусствоведческих статей о художниках и искусстве, участник всероссийских и международных конференций молодых ученых. Проиллюстрировал более ста книг и брошюр в издательстве «Книжная лавка писателя». Лауреат премии Ремизова за достижения в области графического дизайна и изобразительного искусства
Выставку можно посетить до середины февраля ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17.00). Выходной – воскресенье. Телефоны для справок: 25-71-71, 25-52-50, 25-89-10.
Фото автора
Георгий ТИТОВ