В столичном издательстве вышла книга рязанки Елены САФРОНОВОЙ
«Мне нравится, когда писатели думают о читателе как о своем друге, кому хочется доставить несколько приятных минут», – пишет в своей статье «Час радости, или Рай словесный» известный критик-публицист, рязанка Елена САФРОНОВА. И теперь у читателей самой Елены приятных минут в копилке времени стало гораздо больше: в свет вышла ее книга «Все жанры, кроме скучного».
Книга была издана в московском издательстве «Вест-Консалтинг» при содействии Союза писателей Москвы и непосредственном участии издателя, писателя, президента Союза писателей ХХI века Евгения Степанова. И, как признается Елена, оказалась приятным подарком, которым судьба ознаменовала ее юбилей (тот, который нельзя называть). Вдвойне приятно, что сборник, хоть и издан скромным тиражом, не осядет под кроватью счастливого автора мертвым грузом. К его реализации уже приступили специализированные столичные книжные магазины, а в Рязани его можно приобрести в книжных отделах «Барса».
Поэтому именно на книжной площадке торгового дома «Барс на Московском» и состоялась 16 мая презентация книги.
«Экстравертная» – так обозначает характер книги ее автор, имея в виду, что ориентирована она вовне и на абсолютно разного читателя. Действительно, заинтересоваться изданием могут люди любого возраста и литературных пристрастий. По сути «Все жанры, кроме скучного» – это сборник публицистических статей и критических рецензий Елены Сафроновой, выходивших в свое время в толстых литературных журналах: «Знамени», «Урале», «Октябре», «Детях Ра» и других.
Поэтому и тематика разделов книги, отвечающая широкой эрудиции ее автора, весьма разнообразна: здесь и осмысление феномена авторской песни, и размышления о предмете военной прозы, и меткие и глубокие замечания о тенденциях современной контркультуры. При таком разнообразии совершенно не удивительным выглядит соседство критических статей, посвященных развлекательному чтению и эсхатологическим романам. И что удивительно, каждая из статей самодостаточна: даже без привязки к своему предмету текст читается с интересом.
Направление движения
Представив на секунду тот объем книг, литературных и сетевых изданий, который реально стоит за этим сборником, поражаешься трудоспособности автора. Впрочем, чтение всегда было главным увлечением Елены Сафроновой, с самого детства. Упомянув об этом на презентации книги, Елена предпочла передать слово своей любимой учительнице литературы Светлане Федяевой, ныне завлиту Рязанского театра кукол. Рассказывая о годах учительства в гимназии №5, Светлана Анатольевна нарисовала картину того времени, когда ученицы назывались барышнями, сочетая скромность с образованностью и широким кругом интересов. Пишущим и читающим человеком Елена Сафронова была уже тогда. Правда, как вспоминает она сама, делать это зачастую приходилось не «благодаря», а «вопреки». Ее нестандартное мышление принималось далеко не всеми учителями, были и вызовы родителей в школу, и «мудрые» отповеди: «Не давайте вашей дочери так много читать, она выражается слишком книжным языком, ее никто не понимает».
Но, благо, сегодня желающих понять профессионального критика предостаточно. Презентация книги Елены Сафроновой оказалась поводом поговорить не только о самом авторе, но и задуматься о том, что же сегодня представляет собой литературная критика.
– У критики не может не быть практического применения, – убеждена Елена Сафронова, – и здесь мне достаточно уместным представляется слово «навигация» – на реке, которая петляет. Если применять этот ассоциативный ряд, то мы, критики, не имеем права не говорить, что здесь «мель», потому что на эту мель сядет корабль, затем еще один, и в итоге – случится катастрофа. Безусловно, никто не утверждает, что вкус критика – единственно верная лоция, но все-таки критик, как правило, человек достаточно начитанный, причем в разных жанрах. Так что мнение критика можно назвать если и не авторитетным, то компетентным точно. И если такой человек выскажется о некой книге, что она заслуживает прочтения по таким-то причинам, то, наверное, к этому мнению стоит прислушаться. Ну, а если он скажет, что о книге не стоит даже и говорить, то эти слова также стоит принять к сведению. Доверяя критику, читатель может сделать свой вывод о том, стоит ли браться ему за книгу с таким сюжетом, текстом, выводами и т.п. И происходит такой выход к читателю довольно просто. Для этого вовсе не обязательны «высоколобые» толстые журналы, которыми Рязань, кстати, не может похвастаться. Шаги навстречу читателю можно делать и в рамках книжных магазинов, размещая на книжных полках и сайтах мнения профессиональных критиков о том, что собой представляет та или иная новинка.
Черта дроби
Книга «Все жанры, кроме скучного» – это как раз и есть такой шаг критика навстречу читателю. Впрочем, люди, следящие за рязанской периодикой, хорошо знают, что для Сафроновой этот шаг уже давно превратился в хорошо проторенный путь: в газете «Рязанские ведомости» она ведет рубрику «Книжный мир», пожалуй, единственную профессиональную колонку в местной прессе, посвященную литературным новинкам.
Также хорошо известны читающей Рязани поэтические и прозаические произведения Елены Сафроновой. Говоря «олбанским языком» (о котором так изящно пишет Елена в статье «Аффтар жжот!»), она сама «спердобилась». «Сперва добейся!» – этот аргумент она парирует (убедительно и неоднократно!) своим собственным творчеством и подтверждает известное мнение, что человек, сам пишущий, имеет все основания быть критиком для других.
– Совмещать литературное дарование и дело критика можно и нужно, – об этом говорила на презентации книги известный писатель Ирина Красногорская, замечая, правда, трудность такого пути, – чтобы быть критиком, надо кроме эрудиции иметь крепкий бойцовский характер.
И он, действительно, не раз выручал нашу героиню, потому что говорить правду, пусть и нелицеприятную, – это главное правило критика Елены Сафроновой. Впрочем, как оказалось, хороших писателей это даже радует:
– Очень нам нужны литературные критики, иначе мы все будем считать себя гениями. Перефразируя Евангелие, скажу: «Блаженны литературные критики, ибо ими растем!» – высказалась поэтесса Татьяна Бочарова и призналась, что говорит по собственному опыту.
И услышать мнение критика нужно быть готовым. В конце концов, именно он может стать тем первым читателем, который откроет произведение для времени и для остальных читателей. Такое «математическое» определение критика было выведено под финал творческой встречи: люди пишущие – в числителе, Его Величество Время – в знаменателе, а критик – это и есть та дробная черта, которая соотносит их между собой.
P.S. 26 мая в кафе «Старый парк» в 19.00 состоится творческий вечер Елены Сафроновой при участии театра «Предел».
Вера НОВИКОВА, фото Андрея ПАВЛУШИНА