Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№19 от 23 мая 2019 г.
Учебная тревога
 Рязань срочно нуждается в новых школах. Для решения проблемы нужны не только деньги, но и разум

Перед тем как оставить свой губернаторский пост, предыдущий глава региона Олег Ковалев накричал на застройщиков, ведущих работы в микрорайоне Кальное. Заявил, что пока они не найдут место для детского сада, он приостановит возведение ими жилья. Застройщики проявили сознательность – быстро организовали выделение земельного участка и оплатили (бесплатно, в рамках благотворительности) проект здания.

Но в Кальном не хватает более важного детского учреждения – школы. Единственная, под номером 73, принимает детей уже практически в три смены. В феврале 2019 года в управлении образования города Рязани в очередной раз откладывали начало строительства второй: в участок, с трудом найденный между масштабными жилищными стройками, проект «не вписался». Поступило предложение построить школу на другой стороне от Солотчинского шоссе, ближе к Лесопарку.  

А то, что сотни детей будут ежедневно пересекать оживленную автомагистраль между Кальным и ТЦ «Круиз»? Думают ли об этом?   

Где густо, а где пусто

Население Рязани хотя и растет, но этот процесс не такой масштабный, как перемещение народных масс – выезд из старых одноэтажных районов и концентрация в новых многоэтажных. И если магазины, как весь бизнес, довольно мобильны и легко перемещаются вслед за жителями, со школами и детсадами все сложнее. 



Убедиться в том, что проблема детских учреждений в Рязани есть, легче легкого: открываем в интернете любую онлайн-карту Рязани и заказываем показать на ней расположение школ. А потом накладываем карту расположения новых жилых комплексов, где уже редко встретишь дом меньше, чем на 400 квартир.  

Что же мы видим?

Не такой уж выдающийся по населению микрорайон Приокский с большинством домов в 4–5 этажей имеет школы №№ 20, 40, 45, 46, 48, 52. А в соседнем Семчине (официально это «9–10 кварталы Канищева») нет ни одной школы, хотя уже выстроено больше десятка 10–15-этажных зданий. 
  
«Старая» Дашково-Песочня (до Шереметьева, построенная в советские годы) располагает школами №№ 9, 31, 50, 59, 62, 63, 67, 72. А в «новой» Песочне (за дендропарком), где дома возводились с 1980-х по 2010-е годы – всего одна школа, 71-я.

Микрорайон больших домов построен на Михайловском шоссе, на месте бывшего полигона автомобильного училища. Там школ пока нет вообще – детишкам придется ходить в район Мехзавода.

На кого повесят стройку?

– Застройщики все строят и строят жилье, – возмущаются активисты, которых в последние годы привыкли называть градозащитниками, – а социальная инфраструктура запаздывает.

Возможно, они и не подозревают, что почти слово в слово повторяют отрывки из речей на партийных конференциях 1970-х годов. Тогда главу горисполкома Надежду Чумакову тоже критиковали за то, что при ней активно строят новые жилые кварталы, а посередине них оставляют «на потом» пустые места для будущих школ. Например, в двух кварталах нового микрорайона Канищево до 1976 года была только одна школа № 56 на два с лишним десятка многоэтажек.  

Но в те времена школы и детские сады построить было проще: надо всего лишь через министерство дать приказ крупным промышленным предприятиям – и те начинали отчислять деньги не только на дома для своих рабочих, но и на очередной социальный объект для их детей. А вот на современного застройщика, возводящего жилые дома, «повесить» такое шефство практически невозможно – вмиг заговорят о коррупции, ведь по всем законам развитием образования должны заниматься муниципальные и государственные власти. Для того и налоги сбираются в бюджет, чтобы тратить их часть на социальные нужды.

Шесть вместо двадцати

Управление градостроительства и архитектуры Рязани признает: если исходить из принятого в 2006 году генерального плана, город нуждается сейчас в двадцати новых школах. Но на такое количество никаких бюджетных средств не хватит. В декабре 2018 года администрация Рязани обнародовала планы строительства шести новых школ в ближайшие пять лет. До 2023 года они должны открыться как в страдающих от нехватки учебных мест Кальном, Семчине, Мервине и 7-м квартале Дашково-Песочни, так и в сравнительно благополучных Канищеве и Горроще. Кроме того, будут реконструированы две школы – № 17 на улице Чкалова и № 45 на улице Пирогова. 

Но вернемся к Кальному. Неужели негде больше построить школу, кроме как на краю Лесопарка? Пройдите по улице Фурманова, посмотрите на пустые окна полусгоревших расселенных домов. Что появится на их месте? А что сделают с местом размещения самого крупного промышленного предприятия в районе Торгового городка?

Сталинская промзона

В 1930-е годы вся советская страна усиленно готовилась к войне. Росла численность Рабоче-крестьянской Красной армии: в 1927 году в ней служило 586 тысяч человек, в 1937 году – уже 1 миллион 518 тысяч человек, а к концу 1939 года – 3 миллиона 273 тысячи человек. Эти миллионы красноармейцев надо было одевать и обувать, поэтому по всей стране начали строиться швейные фабрики, выпускавшие военную форму. 



Одно такое предприятие, позднее получившее название «Голубая Ока»,  появилось и в Рязани. А чтобы было куда поставить раскроечные станки и швейные машины, на улице Свободы выстроили четырехугольное фабричное здание. Чем и кому оно показалось примечательным осенью 2018-го, сказать трудно. Но постройку, от которой уже лет пятнадцать отваливаются кирпичи, признали «вновь выявленным памятником культурного наследия». Бред? Бред. Но бумажка-то подписана. 



А между тем земельный участок размером 11 624 кв. м (согласно публичной кадастровой карте) очень пригодился бы как раз для размещения той же самой «социальной инфраструктуры»! Вокруг построено немало новостроек – жилой комплекс на проезде Речников, многоэтажки на Затинной и возле ТЦ «Круиз». Дети новоселов прекрасно могли бы учиться по соседству, не бегая ежедневно с рюкзаками и сумками через оживленные дороги.      

Встал вопрос

Для этого надо всего-то отменить непонятное решение о включении фабрики в число памятников, снести здание (против чего, кстати, не возражали пока даже его собственники) и построить здесь школу, которая выручит соседние учебные заведения. Но кто сейчас на это решится? Ведь все боятся, что их обвинят в покушении на историю и культуру.
Лучше всего в этой ситуации было бы просто собрать всех культурологов и краеведов на совет – в рамках начатого диалога между властью и обществом. Время сейчас подходящее: всего неделю назад обсуждали судьбу соседнего Торгового городка, а президент Путин неожиданно заставил задуматься о благоустройстве соседнего же Лесопарка. 

Так вот. Собрать общественность и задать ей всего один вопрос: вы за или против сохранения любой ценой промышленной развалюхи 90-летней давности, не имеющей ни архитектурных достоинств, ни красоты декора, ни какого-то особенного места в истории?

И, выслушав ответ, облегченно вздохнуть. 
Илья КРЕЙКОВ