Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№19 от 23 мая 2019 г.
«Ч» умножить на «Ч»
 В Штатах записан совместный альбом Ольги Чикиной и Федора Чистякова

Буквально на днях рязанка Ольга Чикина записала в США свой новый альбом, где продюсером выступил Федор Чистяков, некогда лидер питерской группы «Ноль», автор по-настоящему народных песен «Иду, курю» и «Человек и кошка». Боюсь ошибиться, но, кажется, никто из местных авторов песен настолько тесно еще не сотрудничал со столь статусным музыкантом. 

Дополнительный интерес к ситуации добавляет то, что у многих в голове все еще живет образ Федора Чистякова как легендарного питерского рокера конца 1980-х, когда были написаны его самые знаменитые песни, «ушедшие в народ». А Ольгу Чикину зачастую воспринимают как барда, лауреата Грушинского и многих других «профильных» фестивалей, хотя это прокрустово ложе было ей тесновато с самого начала. Поэтому название совместной работы – «Все не так, как кажется» – выглядит удачной иллюстрацией еще и выхода обоих «Ч» за пределы устоявшейся мифологии массового сознания. 

30 мая Ольга Чикина выступит в рязанском «Фотодоме» в компании Псоя Короленко. И это будет первой, но, возможно, не последней презентацией альбома «Все не так, как кажется» в Рязани.  А пока Ольга Чикина – гость «Новой газеты».   



– Вы с Федором Чистяковым почти что ровесники, он совсем чуть-чуть постарше. Но интересно понять, когда ты впервые услышала Федора и когда он тебя? 

– У меня в конце восьмидесятых появилась любимая кассета с рок-хитами, и там уже был «Ноль». А Федор, думаю, раньше 2017 года ничего моего не слышал.

– А когда и как нашли друг друга? 

– В Штатах есть русско-американский фестиваль «ДжетЛаг». У меня с этим фестивалем любовь. В 2017-м «ДжетЛагу» исполнилось десять лет, Федор занимался аранжировками юбилейного альбома, и на нем была моя песня. Как-то так. А потом «ДжетЛаг» решил выпустить мой альбом и пригласил Чистякова музыкальным продюсером и аранжировщиком.

– При сборе денег на запись собрано около 12 000 долларов. Сбор шел на американской краудфандинговой платформе Indiegogo, где сам черт ногу сломит, пока разберется, как правильно заплатить. Многим она незнакома и кого-то это, наверное, оттолкнуло. Поэтому я думаю, что при использовании «Планеты» или «Бумстартера» результат оказался бы выше. Почему выбрали «американца», а не «отечественного производителя»? Или, может, изначально была задача собрать денег в первую очередь с зарубежных слушателей? 

– Честно говоря, в таких вопросах я ничего не понимаю. Но знаю, что многие дорогие моему сердцу россияне приняли участие в краудфандинге. Значит, как-то разобрались.

– Слово «продюсер» до последнего времени подразумевало у нас не то же, что и во всем мире – выстраивание «звуковой картинки» альбома, – а было синонимом слова администратор. Федор Чистяков реально «строил» на записи саунд будущего продукта? Его участие не было чисто номинальным? Как это происходило? 

– Федор был приглашен в проект именно как сильнейший рок-музыкант, а не свадебный генерал. И, соответственно, занимался своим делом, то есть музыкой. И сделал сильный в музыкальном плане альбом. Административной работой занималась директор «ДжетЛага» Вика Фельдман. 

– Какие песни вошли в альбом, и по какому принципу отбирались? 

– Федор выбрал для записи 16 песен, которые счел пригодными именно для рок-проекта, список был обсужден и принят, и все эти песни были сделаны. Затем он выстраивал композиционно сам альбом. В результате на пластинке 12 треков, и это выглядит как единое органичное полотно.

– Вспоминается сцена из легендарного гайдаевского фильма: «Огласите весь список, пожалуйста!»

– «Плакали-курили», «Тихо на свете». «По цветам», «Сова», «Металлика», «Бацилл», «Танец на льду». «Котенок». «Белый мопед», «Склероз», «Спи», «Сантехник Нил».

– Помимо Федора Чистякова, кто еще из музыкантов принял участие в записи? 

– Алексей Смирнов, музыкант из группы «Кафе», из той самой старой доброй питерской рок-обоймы. Демозаписи писал тоже питерский музыкант Евгений Турута. Скрипачка из «Серебряной свадьбы» Маша Василевская, американские музыканты Леонид Гельман, Сет Мутал, Андрей Матлин, Гарик Багдагюлян.

– Это первый опыт работы в студии с хорошими музыкантами? Он чем-то принципиально отличался от предыдущих? 

– Это опыт абсолютно свежий и абсолютно иной и качественно, и психологически. В целом он ощущается как мощный кризис компетентности, который выводит на другой уровень.

– Задуманное удалось воплотить в жизнь? Результатом довольна? 

– Даже если бы я не имела отношения к альбому, я бы все равно полюбила эту пластинку. Альбом получился полным жизни и возможностей для самых разных переживаний. Он человеческий и красивый. Очень рада, что он мой.

– Название альбома «Все не так, как кажется», наверняка, выбрано не случайно. Я помню твою замечательную фразу в одном из предыдущих интервью про то, что Рязань – это город, в котором надо ходить переулками, а не главными улицами. И впрямь, если видеть суть происходящих в городе или связанных с городом культурных событий, то главное тут происходит не на главных улицах, а вдали от безликого и напыщенного официоза. Как этот твой новый альбом, например. Насколько часто приходится сталкиваться с тем, что мир устроен совсем не так, как думают привыкшие ходить по главным улицам? Расскажи парочку самых последних примеров, если можно. 

– Название выбрал Федор, это строчка одной из песен альбома. Эта фраза – типа дружелюбной напоминалки на холодильник. Мне кажется, извини за каламбур, что она не разделяет людей на виды, а наоборот объединяет. Потому что любой человек способен встретиться с этой истиной, кем бы он ни был и по каким бы дорожкам ни ходил, главным или не главным. Это доступно тебе любому – при условии, что внимательно вглядываешься в людей и действительность, ни на что не вешаешь ярлыки, не позволяешь себе коснеть и мыслить шаблонами, держишь сердце открытым, не пропускаешь красоту, любишь думать и не живешь «на автомате». И чем глубже копаешь свою шахту, тем больше убеждаешься в том, что все не так, как кажется. 



– Я знаю, что уже прошли концерты с презентацией альбома в Питере, готовятся презентации в Рязани и Москве. Когда и где все это будет происходить? Почему Федор Чистяков не принимает участия в этих мероприятиях? 

– В Ленинграде уже сыграны три концерта-презентации с Алексеем Смирновым и двумя другими музыкантами из «Кафе» – басистом Наилем Кадыровым и барабанщиком Владом Мануиловым. Один в клубе «Юнион» и два сета в «Ночь музеев» во дворике Фонтанного дома – на потрясающей сцене с классным звуком. Это был огонь, драйв и танцы. 31 мая в том же составе играем в Москве, в клубе «Вермель». А 30 мая в рязанском «Фотодоме» будет негромкий концерт без состава, но напополам с несравненным Псоем Короленко, который вложился в этот проект и интеллектуально, и творчески, и идеологически, и по-человечески. Участие самого Федора в презентациях изначально не предполагалось.

– Почему в Рязани выбран для концерта именно «Фотодом»?

– Это новая городская площадка, которая лично мне интересна и близка по духу. Мне нравятся люди, которые там работают, нравятся их взгляды на искусство и жизнь, мне с ними интересно. На мой взгляд, это живо и перспективно.

– Расскажи про самый забавный концерт последнего времени. 

– А для меня они все забавные. Вот я такая стою и пою со сцены людям песни, а люди слушают. Это само по себе очень забавная штука, к которой невозможно привыкнуть.

– Рязанцы, не дошедшие до «Фотодома», смогут потом где-то купить или скачать новый альбом? 

– Да, вполне. Альбом можно скачать по ссылке. Как купить пластинку, тоже подумаем.
Анатолий Обыдёнкин